Фестиваль носит имя героя Стругацких, устраивавшего опасные для жизни экскурсы по небезызвестной Зоне, расположенной рядом, но неосвоенной. Программу первого "Сталкера", появившегося в 1995 году, в середине "демократического десятилетия", составили главным образом ленты о репрессиях и сталинских лагерях - на то время тема не новая, но неисчерпанная. Таковые фильмы по сей день не редкость. Так, из 82 игровых, документальных и анимационных картин нынешнего смотра около десяти - о тоталитаризме. Среди них: "Георгий Жженов. Русский крест" Сергея Мирошниченко, "Актриса" Таисии Курской, "Родом из кино" Игоря Романовского и Константина Осояну, "Дзига и его братья" Евгения Цымбала, "Процесс" Александра Зельдовича. Как всегда, объект внимания - беженцы, люди, прошедшие войну, заключенные, неизлечимо больные, дети, женщины... Однако, как часто случается с мероприятиями, подразумевающими во главе угла какую-либо идею, таковая имеет обыкновение делаться своей противоположностью. Так, декларируемая "защита прав" - совокупности этических, юридических и конституционных ценностей, становится скорее вменением в обязанность. Ибо подавляющее большинство документальных фильмов на болезненные и нужные темы - репортажи того или иного качества о том, как очередной простой хороший человек с честью преодолел очередную бедственную унизительную ситуацию. Цель и средство - честный герой и конкретный поступок, вывод - помоги себе сам. А если справляешься, зачем тормошить власти? Одни из подобных смысловых перевертышей - призеры "Сталкера": "Похвистневские беженки" Игоря Потемкина - короткометражный фильм о балерине из Таджикистана, обучающей детишек приволжской деревни, и "Баба Вера" (реж. Александра Альбова и Любовь Апраксина), в оные атеистические времена укрывавшая на чердаке православного батюшку. Подобный пафос часто встречается и в игровых лентах, например в "Бабусе" Лидии Бобровой, когда реальная социальная драма адресуется не власти, а людям, которым автор советует быть участливее и таким образом брать на себя функции государства.
Разумеется, это не выставка кинематографических достижений. Имея в учредителях западные фонды, в том числе канадское "Гражданское общество", Детский фонд Юнисеф и Управление верховного комиссара ООН, "Сталкер" занимает не столько культурную, сколько социо-политическую нишу и лоббирует популярные темы. Но делает это так аккуратно, что большинство фильмов, попадающих в программу, не воспринимаются как мощное идеологическое оружие. Горькая пилюля для эмоционально отзывчивого зрителя и очередной акт конформизма - для государства.
Остается добавить, что главный приз за лучшую игровую картину получил "Последний поезд" Алексея Германа-младшего.