Фестиваль фильмов о чеченской войне начался со скандала, о котором "НГ" уже писала (см. "НГ" от 02.10.03). К этому только добавим, что из 18 фильмов, за исключением оригинальных авторских высказываний "Московских каникул" Евгения Григорьева и "Дезертира" Сергея Босенко, остальные сделаны как репортажные съемки, репортерские расследования, фильмы-портреты - публицистика, предназначенная для ТВ, где важна не картинка, а актуальность темы и политическая конъюнктура. Мероприятие имело мало общего с показом достижений киноискусства и не так уж нуждалось в площадке Киноцентра.
Ожидалось, что лент будет больше. Но от "Детей войны" Виталия Манского, Татьяны Фурман и Натальи Сергеевой пришлось отказаться. Их отсутствие объяснили тем, что при "более близком знакомстве" история оказалась не в тему - о вооруженном конфликте в Таджикистане. В аннотации указали, что героини - русская и чеченка: пересказ фабулы редко дает адекватное представление о фильме. Странно, что Киноцентр и устроители фестиваля, в оргкомитет которого вошло 12 известных правозащитных фондов и организаций, своевременно не ознакомились с визуальным содержанием выбранных картин. Так что причиной конфликта, по-видимому, следует считать неудовлетворительную организацию.
Какие фильмы сочли неприемлемыми, остается гадать. Как показал фестиваль, российское кино зачастую куда более оголтело, нежели западное. К тому же российские и зарубежные режиссеры часто используют одни и те же документальные кадры, сходные сюжеты и методы подачи информации. Самый популярный жанр - интервью чеченских детей ("Недетские истории", Россия; "Московские каникулы", Россия; "Танцуй, Грозный, танцуй", Нидерланды), рассказы беженцев, а также судьбы чеченских театров и народных ансамблей ("Непредвиденный антракт", Россия). Реакция на фильмы, авторы которых устраивают истерику, достигает противоположной цели. Если на протяжении часа в картине "Убийство с международного согласия" (Польша) по старой восточноевропейской привычке русские именуются "оккупантами", а чеченцы - "партизанами" и воинами-освободителями, у зрителя исчезает всякое желание вникать в проблему.
Скандальность авторского текста "Чеченской колыбельной" (Франция) нивелируют умные уравновешенные высказывания комментаторов событий - репортера Би-би-си Роберта Парсонса и чешской журналистки Петры Прохазковой, поселившейся в Грозном, купившей полуразвалившийся дом, чтобы как можно точнее описывать происходящее. Детально описывая и комментируя хронологию войн в Чечне, журналисты подчеркивают, что "трудно быть объективным", слишком много неизвестного, что "закулисная часть войны" - политика - сплошное белое пятно, и существуют вопросы, подразумевающие столь чудовищные ответы, что разум отказывается их осознавать.
Сокрушающее впечатление оставляют "Правдивые рассказы: война Бабицкого" (Великобритания) - смонтированные из эпизодов новостных телепередач и событий, синхронно совершающихся в это время в Чечне. Самая сильная зарубежная лента - "Террор в Москве" (Великобритания) Дэна Рида. Уникальные видеоматериалы, сделанные террористами в ДК на Дубровке, сопровождаются комментариями женщин-заложниц. Действие оказывает не столько хроника, сколько спокойный тон рассказа, а также неожиданный финал. После гибели сына в результате спасательной операции одна из женщина пыталась покончить с собой. Другая, потерявшая мужа и дочь, заявила, что если бы не сын, ради которого она сейчас живет, она бы тоже надела "пояс смертницы". Есть много способов прикончить кошку: необязательно бить, можно закормить ее маслом. В "Московских каникулах" школьники из Грозного, премированные поездкой в столицу, произносят странные фразы. "Спасибо вам, если бы не вы, нас бы не было", - вежливо говорят персонажи-подростки, пряча от камеры недобрые взгляды. Такие "мирные", обманчивые монологи производят более страшное впечатление, нежели обвинения, крики и проклятия в объектив.