На постсоветской территории "Киношок" - явление уникальное, едва ли не единственная возможность приобрести сведения о кинопродукции бывших республик. В этом году в конкурсе фестиваля около 30 картин короткого и полного метра, многие из которых сделаны кинематографистами с мировым именем: "Ангел над правым плечом" Джамшеда Усмонова, "Молитва Лейлы" Сатыбалды Нарымбетова, "Товарищ Бойкеджаев" Юсупа Разыкова, "Совсем один" Йонаса Вайткуса, игровой фильм "Питон", снятый известнейшей документалисткой Лайлой Пакалныня. Как правило, в последние несколько лет большую часть картин поставляла Россия. Ныне ситуация изменилась. В конкурсе большого метра "за нас" - только "Последний поезд" Алексея Германа-младшего, который прибудет в Анапу сразу после Венецианского МКФ и с тамошней, венецианской, наградой "на афише".
Последние несколько лет киношоковский конкурс обвиняли в недостаточной представительности, равно - и в показе кино невысокого качества. Относительная "бедность" конкурса имела объективную причину: маленькое кинопроизводство в странах бывшего СССР. Все, как манны небесной, ждали возрождения кинопроизводства. В этом году фильмов вышло вроде бы немало, но тут выяснилось, что чем больше производится картин, чем выше их профессионализм, тем сложнее получить ленту для регионального киносмотра.
Режиссеры и продюсеры ориентируются на дальнезарубежные кинофестивали. Вопрос престижа, но не только. Многие фильмы - особенно те, которые произведены небольшими государствами постсоветского пространства, - сделаны в копродукции с западными странами и имеют перед ними определенные обязательства. Что касается участия российских картин - это скорее выбор доброй воли, нежели "регламента". В прошлом году венецианский "Лев" не помешал "Клоуну" Ирины Евтеевой блеснуть на XI "Киношоке", между тем как Андрей Звягинцев и продюсерская компания Дмитрия Лесневского не пожелали после Венеции-2003 ехать с "Возвращением" в Анапу, выступив таким образом в лучших традициях "Киношока": первой эмблемой фестиваля, родившегося в начале 90-х, был герб СССР и крупный выразительный кукиш.
Программа короткометражных картин - одна из традиций "Киношока". В ней примут участие лучшие фильмы киносезона - "Великан" Александра Котта, "Полдень" Александра Ломакина, "Подсолнухи" Родиона Кима, "Петербург" - короткая, 26-минутная версия показанного летом в Москве фильма Ирины Евтеевой, "Прогулка" Юлии Колесник.
В этом году в конкурсе впервые участвуют работы, снятые не только на кинопленке, но также на видео и "на цифру", что значительно повысит уровень программы. Не секрет, что в последние годы именно видео, более мобильное и менее конъюнктурное, чем кино, взяло на себя функцию "великого утешителя".