Выборг - идеальное место для проведения кинофестиваля. Европейский антураж настраивает на серьезный лад и задает высокую планку. "Окно в Европу" - удобный фестиваль для тех, кто оценивает кино, и "настораживающий" для тех, кто его делает. Хорошие фильмы здесь выглядят достойнее, дурные вовсе не переносимы. Но далеко не все участники конкурса обретают то, что им причитается.
Странная история случилась с "Прогулкой" Алексея Учителя, получившей главный приз, приз за режиссуру и лучшую женскую роль. Высокую отметку можно было бы объяснить, если бы не мелкие детали. Девушка и двое парней следуют от Аничкова моста до Петроградской стороны, ни разу не присев, никуда не заходя. Но по ходу променада происходят метаморфозы. На героине Ирины Пеговой время от времени оказываются разные туфли. Резинку в волосах заменяет "крокодильчик", а рубашка, разорванная в драке на одном из героев, к финалу приобретает магазинную цельность. При этом героиня, актриса театра Петра Фоменко, так много говорит, и все вздор, а камера так быстро несется, что на место этой девушки можно было бы поставить любую типажную холерическую болтушку - фильм бы не пострадал. Учитель и Дуня Смирнова выдали опус в своей всегдашней манере - ломкий питерский декаданс, тягучее маскарадное действо. Ленту о замене жизни потоком необязательных слов, помнится, сделал в 1966-м Марлен Хуциев. Видимо, Учителя в Выборге решили обогреть после сдержанного неодобрения на Московском МКФ. Впрочем, Гран-при на российских фестивалях - всегда проблема.
Уже более 15 лет Муратов осваивает "экшн" и время от времени выдает хорошее качество наподобие "Криминального квартета" и "Львиной доли". Посему "Бульварный переплет" - актуальную и забавную историю воровства литературных сюжетов - ни в коем случае нельзя было списывать со счетов. Тем более что в этом кино, неудачном с точки зрения сценария и постановки, отличная работа Евгении Добровольской, которую и следовало бы поощрить. Возможно, российским кинофестивалям следует ввести номинацию "за усилие". Помнится, у Данте те, кто пытались, попадали в рай.
Такую же несправедливость жюри проявило по отношению к "Похитителиям книг" - дебюту Леонида Рыбакова. Четверо молодых ребят заявляют протест, адекватный их возрасту, интеллекту и социальной роли, - воруют книги. Совершают действие подсудное, но бессмысленное. Ибо кража не раритетных, а новых глянцевых переизданий их не обогатит. Жаль, что Рыбаков, то и дело прибегающий к цитатам, не подкинул еще парочку: "они истерзают тебя булавками" и "зло начинается с пены у ангела на губах ". Возможно, эти разъяснения принесли бы фильму диплом. И тогда, вместе с призером "Окна в Европу" - "Коктебелем", сделанным Борисом Хлебниковым и Алексеем Попогребским на ту же тему - превращение ангела в живодера, - "Похитители книг" составили бы идеальную пару. А "Бумер" (режиссер Петр Буслов, диплом за "лучший дебют"), сделанный в два притопа, остался бы на задворках.
Племя дебютов должен был пополнить и "Последний поезд" Алексея Германа-младшего. Российскую премьеру планировали в Выборге, мировую - в Венеции. Но за два часа до просмотра программный директор Татьяна Сергиенко заявила, что Венецианский фестиваль настаивает на отмене показа.
"Выборгский счет" - традиционный конкурс зрительских симпатий. Год назад лучшими были признаны "Война", "Звезда" и "Кукушка". Зрители сочли войну киногеничной, увлекательной и актуальной. В программе XI фестиваля были заявлены три картины, имеющие отношение к войне, - "Марш славянки" Натальи Пьянковой, "В созвездии быка" Петра Тодоровского и "Последний поезд" Алексея Германа-сына. "Марш славянки" - безусловно, одна из самых сильных и осмысленных картин нынешнего года. Но, видимо, патриотическая взбудораженность утихла. Свою приязнь публика отдала фильмам "Небо. Самолет. Девушка" Ренаты Литвиновой и Веры Сторожевой, "А поутру они проснулись" Сергея Никоненко и "Бедному, бедному Павлу" Виталия Мельникова. Лидером оказался апатичный, вычурный ремейк популярнейшей романтической мелодрамы "Еще раз про любовь" с Татьяной Дорониной. Второе место заняла алкогольная сага из рассказов Василия Шукшина. Третье - вялая экранизация Мережковского. Увы, во всех случаях эстетическая и смысловая ценность оригинала снижается режиссурой, делается бытовой и понятной.
Гран-при за анимацию достался в этом году "Божеству" Константина Бронзита - смешной и мудрой истории о том, как богу Шиве, чтобы победить, пришлось отказаться от своей божественной ипостаси.