Одна из причин недостаточного уровня кинопоказа на "Кинотавре" - новая фестивальная и прокатная тактика. Пока российское кино не было востребовано отечественным прокатом, "Кинотавр", предполагавший обзор сделанного за год, давал возможность фильмам увидеть свет. В последний год ситуация изменилась. И некоторые продюсеры предпочитают не "светить" свое кино до выхода на экран, считая, что преждевременное обнародование фильма на национальном фестивале может помешать удачной дистрибьюции. Станислав Говорухин придержал свою последнюю картину до сентября. Продюсеры Сергей Сельянов и Сергей Члиянц привезли дебют Петра Буслова "Бумер" на "Кинотавр", но показали его не в конкурсе, в рамках 55-го Межгосударственного кино-теле-видеорынка. Вторая причина - прижимистость Московского МКФ. Раскусив, что отечественное кино может принести дивиденды, ММКФ отхватил в свои программы "Прогулку", "Коктебель" и "Похитителей книг", несмотря на то, что фестивальный регламент не воспрещает участия в национальном киносмотре. Как правило, судьба европейского фильма начинается с показа на внутренних фестивалях, порой выполняющих роль катапульты.
Доводы ясны, но Александр Голутва назвал, скорее, следствия, а не причину. Понятно, что директорам и отборщикам любого российского фестиваля, в том числе "Кинотавра", хочется представить в конкурсе как можно больше качественного разножанрового кино. "Где его взять?" - этот вопрос, пожалуй, следует адресовать государству. Подавляющее большинство картин на нынешнем "Кинотавре" было сделано при помощи Департамента государственной поддержки кинематографии, по непонятным причинам решившего поддержать тот или иной случайный, сомнительный, обреченный на неудачу проект, который возникает потом на том или ином фестивале, дискредитируя отечественное кино.