В то время когда все любители кинематографа собрались в Москве, чтобы увидеть кинопрограмму Московского фестиваля, ценители кинематографа столицу покинули и перебрались в город на Неве, чтобы тоже посмотреть кино - картины, участвовавшие в программах известнейших мировых фестивалей: Каннского, Берлинского, Венецианского, Роттердамского. Именно такие фильмы, а их около 120, ежегодно (и уже в десятый раз) представляет в Петербурге международный "Фестиваль фестивалей", по-простому - Фест. Фест - смотр неконкурсный, но Гран-при предусмотрен. Его получит лучший - по мнению зрителей и критиков - фильм. Будет отмечена и лучшая спецпрограмма. Администрация Петербурга учредила и специальный приз "За творческий вклад в мировой кинематограф".
"Фестиваль фестивалей" открылся оскаровским номинантом - фильмом Марка Форстера "Бал монстров", на закрытии зрители увидят отечественную ленту - новую работу Ивана Дыховичного "Копейка". По мнению генерального директора Феста Александра Мамонтова, в этом году наибольший интерес зрителей вызывают именно оскаровские номинанты: "Ничья земля" боснийца Даниса Тановича и "Эллинг" норвежца Питера Наесса, а также отмеченный в Берлине фильм Педро Альмодовара "Поговори с ней". Фильм "Три ступеньки" ("Серебряный медведь" Берлина) привез в Петербург режиссер Андреас Дрезен. Приехал Поль Кокс с "Дневником Вацлава Нижинского" (по этому случаю устроили специальный круглый стол). На фестивале также гостят Боб Рейфелсон, Яцек Брунски, Андреас Дрезен, Харви Кейтель, Холли Хантер. Как иностранные на Фесте представлены картины режиссеров, которых мы воспринимаем как отечественных: это "27 украденных поцелуев" Наны Джорджадзе и "Второстепенные люди" Киры Муратовой.
Участники и зрители стали свидетелями нескольких необычных проектов. Один из них - "Кино-00", организованный одноименной канадской компанией совместно с "Дебошир Фильм Студией" Александра Баширова. В Петербург из Канады прибыли 15 кинематографистов - с аппаратурой и монтажными столами. Совместно с русскими режиссерами (среди которых - Александр Баширов, Максим Пежемский, Евгений Юфит) ежедневно в течение фестивальной недели они делают по одному небольшому фильму. Снимают с утра и до обеда, потом монтаж, а вечером - премьера! Картины посвящены Санкт-Петербургу, такая получается необычная репетиция 300-летнего юбилея.
Еще два проекта - "Петербург-300" и "Кино Санкт-Петербурга в лицах" - завершатся в следующем году. В первой программе - 50 картин, 8 из которых показаны уже сейчас. Из 12 кинопортретов режиссеров "Ленфильма" на Фесте можно было увидеть первые четыре - Григория Козинцева, Фридриха Эрмлера, Семена Арановича, Иосифа Хейфица. Фильмы зарубежных режиссеров попали в программу "Петербург-2003: город глазами зарубежных кинематографистов". Здесь "Дневник Вацлава Нижинского", "Онегин" Марты Файнс и "Белые ночи" Лукино Висконти.
Санкт-Петербург