Картину "Венера перед зеркалом" Тициан написал, когда ему было под 60. В середине 1550-х годов. Он так влюбился в свое произведение, что ни за какие деньги не соглашался с ним расстаться. Когда же в 1576 году глава венецианской школы умер, его младший сын Помпонио продал все отцовские картины и даже дом. "Венера перед зеркалом" оказалась в коллекции венецианского патриция Кристофоро Барбариго. Он завещал, чтобы картина никогда не покидала стен его дворца. Но через 300 лет род Барбариго пресекся, а потомок по боковой линии решил коллекцию продать. И в 1850 году галерею Барбариго приобрел для Эрмитажа император Николай I.
Вместе с не менее знаменитой "Кающейся Марией Магдалиной" "Венера" размещалась в одном из итальянских кабинетов Эрмитажа. Василий Суриков писал: "Наша эрмитажная "Венера с зеркалом" - чуть ли не лучшее произведение Тициана. Вообще к нам в Эрмитаж самые лучшие образчики старых мастеров попали". Но в 1931 году под предлогом передачи в Москву, в Музей изобразительных искусств, "Венеру" из Эрмитажа изъяли. На самом деле картину продали американцу Эндрю Меллону. С 1937 года полотно находится в Национальной галерее в Вашингтоне, откуда и приехало на очередную выставку из серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже". Эту историю рассказали (а картину - показали) президенту Джорджу Бушу, когда он посетил Эрмитаж. В ответ президент США многозначительно улыбнулся.
Санкт-Петербург