"Дедал? Да в гробу я его видал". Это еще самое мягкое из всего, что архитекторы говорили в кулуарах фестиваля "Зодчество" по поводу новой главной национальной премии - "Хрустального Дедала". Интрига действительно не задалась. Слишком комичны были амбиции устроителей: поставить премию в ряд с "Никой", "Овацией", ТЭФИ, а зодчего соответственно приравнять к звездам шоу-бизнеса. Обидного в том нет ничего, но для начала нужно хоть маленькое бильбао построить. А то тут звонит приятель-журналист и спрашивает, не порекомендую ли я, мол, кого из архитекторов для интервью, ну, например, того, что "Алые паруса" проектировал...
Премия московского Союза архитекторов "Золотое сечение" таких странных задач себе никогда не ставила. Но с самого своего рождения была не только реальным гамбургским счетом, но и форпостом борьбы с "московским стилем". А в рамках цеха - где все, в общем-то, по одним кабинетам ходят, с одними и теми же чиновниками общаются да заказчиками делятся - это дорогого стоило.
Последний год, правда, принято говорить, что "московский стиль" умер, что в моде теперь неоконструктивизм, а последнюю "Арх-Москву" окрестили "съездом победителей" - неомодернистов значит. Нормальный москвич, конечно, не очень понимает, о чем речь, - хотя бы потому, что видит-то он все те же башенки да колонны: будь то новый комплекс у Курского вокзала, банк на углу Лесной и Новослободской, башня на Тверской-Ямской или "донстроевская" дребедень. Так что рваться за "никами" архитекторам еще действительно рано, а вот тихую селекционную работу вести надо - что "Сечение" и делает.
Правда, чем дальше, тем очевиднее становится ущербность структуры конкурса: каждый год проходит полуфинал, раз в два года объявляются чемпионы. В результате героями оказываются дома, построенные год-два назад. Архитектура, конечно, искусство "медленное", а зодчим и сама идея соревновательности кажется надуманной, но вот критик оказывается в тупике: потому как обо всех нынешних победителях он уже не раз писал. Остается разве что гордиться собственной прозорливостью да ссылаться на соответствующие номера газет. Это, конечно, "его проблемы", но в ситуации, когда москвичу все ж таки интересно, "чего там с архитектурой", а зодчему - "как нам это понравится", стоило бы задуматься о переходе на ежегодную систему.
А кроме того, становится очевидно, что два года - это много. Что у нас уже достаточно хороших проектов и построек, чтобы не скупиться на премии. Так, например, в этот раз в номинации "лучший проект" столкнулись вещи абсолютно равнодостойные: гостиница в горно-лыжном комплексе (Наталия Сидорова, Борис Стучебрюков, Борис Левянт), гараж-паркинг на 9-й Парковой (Николай Лызлов, Ольга Каверина), жилой комплекс "Динаода" (Сергей Киселев, Сергей Скуратов). Победил же Александр Асадов с теннисным центром в Кунцево - который, кстати, уже практически построен, и этой своей победой практически лишается шанса на будущее "Сечение" в номинации "реализация".
Похожая история была и с Владимиром Плоткиным, "круглый дом" которого победил в прошлом "Сечении" по разделу "проекты", будучи уже построен. В этом же году Плоткин взял-таки главное "Сечение" - за "лучшую постройку", каковой стал жилой комплекс в проезде Загорского. Две таких весомых победы подряд недвусмысленно свидетельствуют о том, что в московской архитектуре утвердился новый лидер. Впрочем, и "Остоженка" - бесспорный чемпион прошлых лет - сделала выстрел меткий. Выставив всего одну вещь - жилой комплекс в Зачатьевском переулке (таунхауз в центре, что довольно смело), - победила в номинации "лучший проект градостроительного комплекса".
А вот молодым наград не дали: "прокатили" и Веру Бутко с Антоном Надточим (загородный дом в номинации "лучший проект реконструкции"), и Данилу Лоренца с Константином Ходневым (торговый комплекс на Горьковском шоссе), и Михаила Бархина с проектом клуба "Грибоедов" в Питере. С другой стороны, приятно, что в "Сечении" нет показной совковой заботы о молодежи (каковая наличествовала в "Зодчестве"): тут все по-честному, а конкуренты действительно мощные. Обидно было и за команду Сергея Киселева: вышли они в финал с шестью вещами (больше всех), а не получили ничего. Впрочем, и в этом можно разглядеть попытку поощрять не "высокий общий уровень", а "прорывы".
Каковым, кстати, без сомнения, является мемориальный комплекс "Катынь", сделанный мастерской Михаила Хазанова (приз в номинации "лучший ландшафтный объект"): никаких истуканов с мечами, а только земля и трава. Учитывая то, что и асадовский центр максимально закопан в землю, а на крыше у него должна быть травка, становится ясен рецепт: ближе к земле, товарищи. Модная во всем мире эко-архитектура начинает победное шествие по России.