Без Григория Чухрая не было бы оттепели. "Сорок первый", "Баллада о солдате", "Чистое небо", "Жили-были старик со старухой". Эти фильмы освободили отечественный кинематограф от канонического устаревшего монументализма.
Ученик Михаила Ромма и Сергея Юткевича, Чухрай создавал не советское кино, а российское кино советского времени. Оно располагалось над идеологией. Оно выполняло стихийный социальный заказ, созревший в душе самой нации, а не государства. Этим "заказом" было возвращение к общечеловеческим надклассовым ценностям. Глобальные обобщения и социальная типизация уступали у Чухрая место великой конкретике отдельных судеб, отдельных личностей. Чухрай знал, что только так можно сказать свою настоящую, индивидуально выстраданную правду о народе и его истории.
Чухрай отправился на войну в двадцать лет. Во ВГИК пришел в армейской форме. Для него война была частью молодости, открытия мира. Поэтому "Баллада о солдате" (1959) стала откровением не только для Европы. Картина получила две премии в Каннах, главный приз и премию за режиссуру на кинофестивале в Сан-Франциско, была номинирована за сценарий на "Оскар".
В 1963 году Григорий Чухрай совершил мужественный поступок в качестве главы жюри Московского международного кинофестиваля. Благодаря его твердости и бескомпромиссности награду получил "упаднический" шедевр Федерико Феллини "8 1/2".
В период застоя Чухрай уже не создал новых шедевров и даже пытался стать более лояльным и непритязательным художником. По его поздним фильмам ("Трясина", "Жизнь прекрасна") кажется, что Чухрай безмерно устал бороться с собственной страной, с ее заблуждениями и ее тотальным духовным кризисом.
В историю кино Григорий Чухрай вошел как режиссер-новатор, рожденный обманчивой и краткой советской оттепелью - и далеко не полно реализовавший свое дарование.