Хоррор в сочетании с road movie может быть весьма упоительным зрелищем. Если режиссер приблизительно представляет себе, ради чего он гоняет своих героев от опасности. Виктор Сальва над этим явно не задумывался, а его продюсер Фрэнсис Форд Коппола тоже как-то вовремя не поинтересовался. Поэтому "Джиперса Криперса" довольно приятно смотреть, но очень противно досматривать до финала. Фильм заканчивается страшновато и глуповато. А жаль - так мило все начиналось.
По дороге к своему кошмарному концу молодой человек и девушка встречают колоритных персонажей - расплывшиеся без улыбок и мыслей рожи провинциальных американцев. Портреты не для туристических путеводителей. Интересней всех здесь безумная старуха (Эйлин Бреннэн), собирающая в своем домике десятки кошек и встающая с ружьем на их защиту. Настоящая страшная, но добрая ведьма. Украсит любое жанровое кино. Главный монстр по сравнению с ней неприлично тривиален. А главные герои - пресноваты. Сделав их братом и сестрой, фильм как бы заранее намекнул, что никаких любовных подтекстов тут не будет. Но кошмар совсем без эротики и чьей-нибудь личной жизни - какое-то неполноценное и чопорное развлечение.
Триш (Джина Филипс) и Дэрри (Джастин Лонг) едут на своей видавшей виды тачке домой на каникулы. Внезапно становятся свидетелями страшной сцены. Кто-то вылезает из какого-то мрачного грузовика и сбрасывает куда-то кого-то, замотанного во что-то. Далее все, как полагается. Погони, раскуроченные трупы, отрывания голов с последующим вытягиванием языков, выгрызание сердца из полицейского и прочие общепринятые эффекты. Все настолько традиционно, что не обратить внимания на единственные две странности просто невозможно.
У Дэрри и Триш ненормальное поведение. Кажется, они всякий раз не в состоянии глаз отвести от очередной кровавой расправы монстра. Им и с места трудно сойти, и домой как будто не очень уже хочется. Встреча с ужасным не столько парализует, сколько не на шутку завораживает. И временами напрашивается вопрос: кто тут кого преследует - монстр ребят или они его?
Сам же монстр (Джонатан Брек) ненормально разборчив. Сжав в каждой лапе по шее брата и сестры, тщательно обнюхав каждого, монстр выбирает брата. Нетрадиционная для чудовища ориентация. Монстр должен гоняться за красавицей, а не за бледным подростком-заморышем. Тем не менее красавица Триш остается на свободе в одиночестве и вопит, умоляя чудище поменять брата на нее.
Виктор Сальва ухитрился минимальными средствами довести принципы хоррора до полного идиотизма. И получился сюжет про обоюдную извращенность обычных людей и абсолютного зла. Первые буквально не знают, чем заняться, когда их жизни ничто не угрожает. И вообще не голоден. Поедание сердец, языков и глаз - аналог коллекционирования. Диеты и коллекции, как и жажда страшных приключений, - последствия сытого и скучного бытия. В такой ситуации самое условное и неактуальное звено сюжета - погони и преследования. Герои и монстры должны здесь со всех ног, лап и перепончатых крыльев нестись навстречу друг другу. И люди должны пугаться не тогда, когда их норовят съесть, а тогда, когда их оставляют жить дальше. С девушкой, которая не нужна даже монстру, явно не все в порядке. Пора ей отправляться к психоаналитику. А монстру нагуливать где-то настоящий аппетит.