0
1013
Газета Культура Интернет-версия

22.08.2001 00:00:00

Еврейский Гитлер

Тэги: бин, кино


АМЕРИКАНСКИЙ фильм "Фанатик" Генри Бина уже успел получить Гран-при на XXIII ММКФ. Жюри просто не могло его не отметить. И не столько в качестве талантливого кино, сколько в качестве пафосного общественного высказывания. Теперь "Фанатик" выходит в прокат, чтобы потрясать сознание широкой публики. Интересно, в какие формы начнет выливаться резонанс - если он, конечно, будет? В последнем, впрочем, можно почти не сомневаться.

Картина жмет на "опасные" темы грубо и бескомпромиссно. Подкупая тем, что режиссер, кажется, ничего не боится. Современные американские фашисты? Вот вам они, во всей своей красе. От интеллигентных, с хорошими манерами, до свиноподобных тупых уродов. Ненависть к евреям? Вот, полюбуйтесь, как она выглядит и к чему приводит.

"Фанатик" оставляет в сознании яркое впечатление, как зрелище извергающегося вулкана. Но где берет начало эта грандиозная катастрофа, увидать невозможно. При попытке вразумительно истолковать "Фанатика" сталкиваешься с тем, что приходится многое не столько трактовать, сколько домысливать. Генри Бин скорее задает душераздирающие вопросы, нежели предлагает ответы.

Денни Бейлин одет как все - в синие джинсы и майку. Но на традиционной американской тишотке у него - огромная свастика. Ее видно издали, как и агрессивно-бритую голову Денни. Тем не менее в этой голове - рассуждения на темы иудейской культуры, еврейской психологии и американской политики. Так почему же молодой человек, будучи не просто евреем, но знатоком и ценителем своей национальной культуры, избирает поприще фашиста?

Генри Бин сочинял сюжет по мотивам документальных событий. В 60-е годы в "Нью-Йорк таймс" вышла статья о лидере неофашистской организации, который оказался евреем. После выхода этой статьи герой покончил с собой. 60-е годы были беспокойными. Социальная неудовлетворенность принимала различные виды. Судьба фашиствующего еврея на фоне будоражащего себя общества, вероятно, смотрелась бы как явление глубоко детерминированное. Но в своем фильме Генри Бин переносит события в нашу эпоху сотовых телефонов. И занимается своим главным героем гораздо больше, чем его социальным окружением. Режиссер ведет свое экранное повествование в аскетичном стиле биографической хроники.

Райан Гузлинг, играющий Денни, оттягивает на себя практически все внимание. И, похоже, режиссеру он тоже гораздо интереснее всех остальных персонажей. Денни очень интеллектуальный и очень заводной. Взгляд его ищет, с кем бы поспорить. Накачанные мускулы ждут, кому бы доказать превосходство. Денни ничего не стоит прямо посреди улицы запинать ногами еврейского парнишку, вжимающего голову в плечи и не поднимающего глаз от земли. Или демонстративно распихать в разные стороны двух негров, поднимающихся по лестнице. Еще эффектнее он произносит прочувствованные речи антисемитского содержания. Гладкий стиль, доходчивая образность, убежденный тон. Уместные цитаты из "Майн Кампф" Гитлера. Поэтому герой и пользуется успехом у фашистски настроенных американцев, собирающихся в доме некой мисс Мебиус (Тереза Рассел).

Однако душу Денни раздирают любовь к своей великой национальной культуре, ненависть и глубоко погребенное сострадание к самой нации, трагическая обида за ее историческую судьбу. Сильнее всего внутренний конфликт проявляется на сеансе принудительной групповой терапии с очевидцами Холокоста. Старики, выжившие во Второй мировой, и разгулявшаяся молодая поросль неофашистов усажены в кружок, на стульчиках. Испещренные глубокой сеткой морщин лица, старчески подрагивающие голоса, монотонно нервозное перечисление жестоких подробностей войны. Ухмылки поклонников Гитлера. Денни еле сдерживает слезы, выслушивая рассказ старого еврея о том, как фашисты убивали его маленького сына. Но одновременно сжимает зубы и почти уничтожает рассказчика своим беспощадным взглядом. И не собирается скрывать свое презрение к жертвам фашизма за их пассивность и трусость, за то, что в них не было решимости вступить в схватку со своими врагами.

Чем активнее преследует своего героя режиссер, тем очевиднее все метания и вся непоследовательность поступков Денни. И тем заметнее, что жанр кинопортрета затягивает режиссера сильнее любых социальных панорам. Денни едет на свое первое "учебное" убийство влиятельного еврея - но стреляет не в него, а скорее в своего напарника. И эту линию режиссер забывает буквально на полпути, не удосужившись отследить, куда попала пуля и каковы последствия выстрела. Генри Бину было нужно просто показать, как Денни не сможет выстрелить в рационально намеченную идеологическую мишень. Потому что герой живет не однозначными решениями, а стихией противоречий. Денни вместе со своей компанией подкладывает динамит в синагогу, но спасает оттуда сакральные атрибуты. Его свинорылые безмозглые со товарищи реагируют на этот поступок как-то неправдоподобно вяло. Самостоятельного голоса им режиссер так и не дает.

Денни курсирует между старыми соучениками по еврейской школе, новыми приятелями-фашистами и дочерью мисс Мебиус, с которой у него завязывается роман и которая старается освоить если не суть, то хотя бы экзотику иудаизма. Однако и эта странная девушка, и ее еще более странная мать со стальным блеском в глазах и горделивой статью "истинной арийки", словно сошедшей с немецкого киноэкрана времен Третьего рейха, и многие остальные лица в "Фанатике" остаются загадкой. Откуда взялась эта мисс Мебиус и на какой почве взросли ее фашистские амбиции? В какой семье, среди каких людей рос и живет Денни? Чем они ему не угодили? Чем он им не угодил? Социальный контекст превращается в сплошную колоритную неизвестность.

Из всех бесед и споров Денни с окружающими его людьми кристально ясно лишь одно: по своему уровню культуры, по глубине переживаний и интеллекту он резко выделяется на общем заурядном фоне. И среди фашистов, и среди евреев. В этом его главная беда. У Денни нет достойных соратников или противников. Он лучше всех - и потому всегда смотрится вызывающим чужаком. В финале Денни организует взрыв синагоги и дожидается в ней своей гибели. От всех проблем дробного самовосприятия герой предпочел избавиться самым радикальным путем. Генри Бин развернул духовный конфликт человека, не способного ассоциировать себя полностью ни с одной культурой, ни с одной нацией, ни с одной общественной позицией и расценивающего это как личную катастрофу. Заявив острую общественную тему, "Фанатик" оборачивается скорее драмой несостоявшейся самоидентификации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1994
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1270
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
940
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1240

Другие новости