В МУЗЕЕ архитектуры имени Щусева (МУАР) открыта выставка стереофотографии с длинным названием "Летняя прогулка русской семьи по Европе до Первой мировой войны". После ухода проекта Юрия Аввакумова "24" под крышу Дома фотографии серии выставок в МУАРе решили называть не "проектами", а "абонементами" - говорят, что так загадочнее и свежее.
Новшества этим не исчерпаны: фотографий в "абонементе" ровно вдвое больше, чем в аввакумовском проекте "24", а именно 48. Приятно, что помимо количества не подкачало качество - и техническое, и художественное. Выборка и контроль новых отпечатков со старинных диапозитивов осуществлены старейшим хранителем фотоархива Музея Марией Рогозиной - следующий сезон в музее назван в ее честь.
Предыстория появления диапозитивов в МУАРе привлекательна именно отсутствием какой бы то ни было внутренней интриги. Незадолго до начала Первой мировой войны средняя семья решила попутешествовать по Европе. Купили географическую карту и самую шикарную технику своего времени - стереофотоаппарат. Снимали на водах в Австрии и Швейцарии, посмотрели Германию, Англию и Францию. Получилось шестьсот уникальных любительских снимков, запечатлевших Европу начала ХХ века.
В "Летней прогулке┘" муаровцы предлагают подход скорее культурологический, чем архитектурный. Европейские гостиницы, рестораны и причалы в первую очередь ценны здесь как одушевленные свидетели эпохи. Они сами создают определенную атмосферу, неповторимую архитектурную среду, и стереографическая объемность только подчеркивает смысл поисков утраченного. Лебеди в швейцарском пруду, горная дорога, залитая солнцем терраса - довольно обыкновенные сюжеты. Но снимки дышат невиданным сегодня покоем и внутренним достоинством. Занимательно расположенные в виде путевого дневника, они отсылают к жанру фотоальбома. Подписи наивны и трогательны: "Тетя сказала, что устала от всех нас и хочет полежать в лонгшезе. Мы потихоньку фотографировали ее на фоне озера". Черно-белая пленка и дымка тональной перспективы вносит элегическую ноту, а окуляры стереоскопа сообщают выставке настроение старинной забавы.
Стереофотография родилась практически сразу после изобретения самой фотографии. В начале века ящички со "сдвоенными" картинками можно было встретить и на русских ярмарках, и во французских кафе. Век таких снимков был короток: кино вытеснило их из мест развлечений. Всплеск любительской стереофотографии произошел в 60-70-е годы XX века с появлением зеркальных фотоаппаратов и качественной цветной пленки. Некоторые фирмы выпускали специальные фотоаппараты (из отечественных известен "ФЭД-стерео"), а также стереонасадки на объектив. Современный мир избалован трехмерными играми и компьютерной графикой, но впечатление от слайдов, снятых со стереоэффектом, по-прежнему очень сильное.
Классический стереоснимок делают так: предмет фотографируют с двух разных точек одинаковыми аппаратами с объективами, расположенными на расстоянии 6 сантиметров друг от друга (6 см - примерное расстояние между глазами человека), а затем рассматривают полученные снимки в стереоскоп. Эффект возникает благодаря тому, что человек воспринимает мир глазами, неспособными к непосредственному восприятию трехмерного мира. При просмотре каждый глаз видит только одну картинку, но человеческий мозг совмещает два изображения и видит в совокупности объемную картину.
Gase-Grase (стереомания) впервые пронеслась по Японии в 1992 году. Годом позже в США была издана книга "Magic Eуe" ("Волшебный глаз"). Теперь невозможно остановить увлечение оптическими иллюзиями. Книги из серии "Magic Eye" возглавляют списки бестселлеров в Великобритании и Германии.
Корни новой стереографики уходят к американским экспериментам конца 50-х гг. 20 в. Белла Джулез, исследователь из лаборатории Велл в Нью-Джерси, создала компьютерные точечные штампы для тестирования оптических иллюзий, создаваемых при взаимодействии глаз и мозга. При помощи специальных очков рассматривались пары картинок. До 1979 года ученые искали способ комбинирования двух картинок в одну и пытались таким образом создать 3-мерное изображение, видимое невооруженным глазом. Это удалось только с появлением персональных компьютеров, способных манипулировать комплексом цветных картин, создающих иллюзию, пригодную для массового производства.
В абстрактных цветовых или черно-белых штрихах стереограммы прячутся образы: космические корабли, динозавры, спортивные фигурки. Если правильно на них смотреть, то они внезапно отделяются от плоскости двухмерного изображения и видятся остро и осязаемо в трехмерном рельефе.
Сейчас они встречаются повсюду. В Японии стереограммы печатают на майках, галстуках, фартуках, коробках для карандашей, полотенцах, сумках, в книжках-головоломках. "Пепси-кола" помещает стереограммы на бутылки и баночки, продаваемые в Великобритании. Во многих странах на улицах продаются пиратские издания, показывающие отдельно образ, который вы должны увидеть на картинке.
"Летняя прогулка┘" ценна искренностью: так начинался век стереоэффектов. Выставка-воспоминание о неспешных людях, домах со своим настроением и лицом, почтенных и смешных автомобилях, зонтах с рюшами - словом, о том, от чего мы ушли и что надеемся обрести хотя бы в старинных фотографиях, продлится до 15 сентября. Следующие выставки в рамках абонемента "Год Марии Рогозиной" - "Раритеты музея. Портрет дочери архитектора Карла Росси" и "Подземные дворцы пролетариата. Съемки 30-х годов из фотоколлекции музея".