Никита встречает Никиту.
ТОРЖЕСТВЕННАЯ церемония открытия XXIII Международного Московского кинофестиваля долго начиналась, а закруглилась довольно быстро. Солнце припекало не по-вечернему. И поэтому проход гостей фестиваля по синей звездной дорожке к лестнице, ведущей в "Пушкинский", казался по-курортному неторопливым и легкомысленным. Обилие глазеющей публики невольно заставляло изумляться - сколько незанятых и никуда не спешащих людей в центре Москвы в 17.30! Обилие заграждений, а также нерасторопной и неласковой милиции напоминало, что церемония - штука престижная, экстремальная и государственная. А потому должна быть под контролем. Конечно, security необходима. Но то, что моя милиция бережет моих звезд от меня, то есть народа, было донесено до всеобщего сознания слишком уж откровенно и доходчиво.
Никакие умные мысли ни на одном знаменитом лице не прочитывались. Из всех, у кого старательный Дмитрий Дибров пытался взять краткое интервью, только Сергей Соловьев оказался готов на ходу развивать какой-то пространный пассаж. Если чье-то явление и западало в память, то лишь благодаря наряду.
Казалось, что рядом пляж, и потому форма одежды логично становится формой обнажения звездных тел. Видимо, в светской истории ММКФ нынешняя церемония должна запечатлеться как повальное увлечение модой на темные бюстгальтеры, выглядывающие из открытых или же рискованно декольтированных платьев. В особенности активно эту моду (надо сказать, уже приевшуюся в прошлые сезоны и к тому же предназначенную не для официальных торжеств) взяли на вооружение Алена Свиридова и Лолита. Первая совместила упомянутую интимную деталь своего туалета с белым платьем. Вторая - с канареечно-желтым. Были и другие варианты подобных ансамблей.
На фоне такой открытости Маша Михалкова в нежно розовом платье, варьирующем классические мотивы, смотрелась как героиня XIX века и чуть ли не тургеневская девушка. А Наталья Белохвостикова в брючном костюме была просто верхом благородной простоты. Кто-то прибыл к церемонии вовремя - как Юрий Николаев, Игорь Масленников, Георгий Данелия, Всеволод Шиловский, Лариса Удовиченко, Ольга Кабо. Они прошли весело, не торопясь, но и не смакуя своего прохода, - мол, чего рваться на звездную дорожку, все там будем. Кто-то нес себя между толпами зрителей весьма сосредоточенно, с осознанием всей ответственности. Все-таки появиться на такой грандиозной церемонии - дело важное и символическое. Особенно для тех, кто только набирает популярность - как Мария Голубкина, или же завоевывает ее снова - как Лариса Гузеева, недавно начавшая активно сниматься после долгого перерыва. Напоследок прибежала Вера Глаголева - сразу видно, что актриса более чем востребована новой жизнью и новым искусством.
Отрадную неформальную ноту внесло появление актера Зиновия Высоковского - в черном пиджаке, надетом поверх голубой джинсовой рубахи. Раскрепощен и элегантен был остроумец Аркадий Инин в клетчатом светлом пиджаке. Остальные предпочли традиционные черные смокинги. С сияющими лицами проходили мимо толпы никому не известные люди. На одних лицах было написано, что их обладатели имеют прямое отношение к искусству, на других - лежала печать бизнеса.
Наконец с небольшим интервалом на дорожке возникли западные женщины, не разморенные московской жарой и знающие толк в великосветскости. Сначала к дорожке подъехала Ингеборга Дапкунайте в черном платье, с блестящими полосами и диагональным подолом. Она почти единственная из множества дам выглядела так, как будто действительно собиралась на торжественную кинематографическую церемонию, а не на рядовой фуршет, не в гости и не в цирк. С улыбчивостью Дапкунайте мог соревноваться только сам Никита Михалков, встречающий всех на подступах к "Пушкинскому" как радушный хозяин кинематографа.
Когда публика напоследок стала особенно громко и искренне приветствовать еще одну гостью, идущую по дорожке в черном облегающем костюме и черных очках, заслоняющих пол-лица, стало ясно, что это и есть Пета Уилсон. В России ей уже давно обеспечена горячая зрительская любовь благодаря роли Никиты. Пета Уилсон тоже улыбалась и просто шла прямо вперед, но так, словно знала всю Москву наизусть и могла добраться здесь до любого пункта назначения с закрытыми глазами. Она выглядела на нашей звездной дорожке, как родная.
Сама церемония своей краткой изящной формой выгодно контрастировала с предшествующей эйфорией престижа и самолюбования на подступах к "Пушкинскому". Когда все расселись в зрительном зале, на сцену поднялся Никита Михалков и зачитал приветствие президента России нынешнему ММКФ. На сцену по очереди вышли все члены жюри - китайский режиссер и актер Цзян Вэнь, директор кинофестиваля в Санденсе Джеффри Гилмор, французский продюсер Фредерик Зиклер, деятель кино и кинофестивалей Мориц де Хадельн, режиссер Игорь Масленников, украинский актер Богдан Ступка и Ингеборга Дапкунайте, украшающая сугубо мужское собрание. Без нее жюри выглядело бы слишком сурово - как суд присяжных.
Никита Михалков пригласил на сцену председателя жюри, немецкую актрису и режиссера Маргарете фон Тротта. Надел ей знак и символ власти жюри - цепь с изображением покровителя Москвы Св. Георгия, в честь которого и названы призы ММКФ. И выразил уверенность, что под руководством Маргарете фон Тротта никакие происки невозможны, все решения жюри будут честными и вся работа обретет немецкий порядок. Председатель жюри посетовала на то, что не говорит по-русски и знает только слова "Дайте копеечку. Я три дня не кушала".
Председатель правительства России, он же председатель оргкомитета ММКФ, Михаил Касьянов поздравил всех собравшихся с праздником самого популярного искусства и пожелал кинематографистам дружеской конкуренции, а киногурманам - большого наслаждения.
Никита Михалков взял хлопушку - этот символ процесса съемок - и вместе с Маргарете фон Тротта возвестил открытие кинофестиваля. Из рук Петы Уилсон композитор Эдуард Артемьев получил приз за вклад в мировое киноискусство. Без творчества этого композитора невозможно себе представить великое российское кино: "Солярис", "Сталкер", "Зеркало", "Остановился поезд", "Охота на лис", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Утомленные солнцем"┘ На экране мелькали кадры из этих фильмов, а сам Эдуард Артемьев встал за музыкальный пульт и подарил церемонии предельно кинематографическую мелодию. На заднем плане одноименной парой стояли Никиты - Пета Уилсон и Президент ММКФ. Они что-то переводили друг другу.
На этом церемония и завершилась. Никита Михалков был явно доволен ее безупречным лаконизмом, который не позволяет утомиться раньше, чем дело дойдет до самих кинопоказов. В ожидании французского фильма "Амели" (о котором "НГ" уже писала 22.06.01) все гости вышли на улицу. Там в толпе среди прочих можно было увидеть очень загорелого Александра Машкова, который сыграл в конкурсной картине Сергея Бодрова "Quickie. Давай сделаем это по-быстрому". Он поделился с "НГ" своими впечатлениями от съемок в этом фильме: "Работа с Сергеем Бодровым была тем редким случаем, когда сам процесс съемок просто замечателен. К тому же моей партнершей была прекрасная актриса Дженнифер Джейсон Ли. И я рад, что привел в творческую группу этой картины оператора мирового уровня Сергея Козлова. Сам я еще не видел результатов своей работы и буду смотреть картину вместе со всеми на фестивале. А вообще на ММКФ я надеюсь увидеть хорошее кино".