ВЯЧЕСЛАВ ТИХОНОВ стал лауреатом "Ники" в номинации "За честь и достоинство" - об этом объявил в прошлую пятницу на церемонии оглашения номинаций призов Российской киноакадемии Юлий Гусман. Список номинантов не сильно отличался от списков "Золотого Овна", в канун Нового года раздавшего призы национальной кинокритики. Ничего не поделаешь: призов много, а фильмов мало, вот и вертись, как знаешь. По-прежнему восемь номинаций у "Дневника его жены" Алексея Учителя, включая основные - "за лучший фильм" и "за лучшую режиссуру", а теперь еще и "за лучший сценарий". Пять номинаций, опять-таки самых престижных, у "Лунного папы" Бахтиера Худойназарова и пять - у "Русского бунта" Александра Прошкина: в том числе Сергей Юриздицкий как лучший оператор и Сергей Маковецкий как лучший исполнитель роли второго плана. Но в соревнование вступил Сергей Соловьев с "Нежным возрастом" и влил свежую струю в подернутые ряской застоявшиеся рейтинги. Его новая работа легла на душу академикам, особенно тем, которые голосуют сердцем. "Нежный возраст" будет соперничать с "Лунным папой", "Дневником его жены" и "Русским бунтом" по трем позициям: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу. В любом случае - интрига для церемонии уже есть.
Серьезные шансы у мелодрамы "Приходи на меня посмотреть" Олега Янковского и Михаила Аграновича. Режиссер - дебютант Янковский немедленно попал в рейтинг лучших актеров как исполнитель главной мужской роли в своем фильме, а Екатерина Васильева, сыгравшая здесь первую на своем актерском веку возрастную роль, - в рейтинг лучших актрис. Против Янковского играют Андрей Смирнов ("Дневник его жены") и Николай Волков, блеснувший в мелодраме "Луной был полон сад". Соперницами Васильевой стали Зинаида Шарко ("Луной был полон сад") и Чулпан Хаматова ("Лунный папа").
Что касается неигрового и анимационного кино, то здесь расклад самый прозрачный. В первом случае борьба разгорится между "Маршем Победы" Тофика Шахвердиева и "Лицом кавказской национальности" Георгия Габелия - в пользу Шахвердиева скорее всего; во втором же случае Гарри Бардин со своим "Адажио" вряд ли уступит "Нику" своим достаточно сильным соперникам.
Предсказуемость наград, как ни странно, с некоторых пор кажется мне достоинством, а не пороком. Ибо предсказуемость - это вменяемость, то есть обоснованность и мотивированность экспертного выбора. Голосование киноакадемиков - выбор экспертный по определению. Но не по факту. Ибо Российская академия продолжает голосовать сердцем, не беря в голову, что "Ника" требует концептуального и стратегического подходов. Если уж назвалась младшей сестрой "Оскара".
Академики должны выяснить на своих сессиях, как они относятся к мейнстриму, масскульту и артхаусу. Какого характера кино сегодня нужно поддерживать и почему. Тогда можно будет понять, почему академикам глянулось мягкое порно Алексея Балабанова "Про уродов и людей", а его же патриотический триллер "Брат-2" - единственный отечественный фильм, который имел реальный зрительский успех за последние 12 лет, не получил ни единой номинации. Я посетовала вслух, что картина не попала в номинацию "за лучшую режиссуру". На меня посмотрели, как на больную: "А где там режиссура?" Другой нашумевший фильм - "Москва" Александра Зельдовича, собравший неслыханный урожай откликов в прессе, положительных в основном, и немалую аудиторию, тоже едва замечен академиками. Академия - не та компания, где уместно сакраментальное "о вкусах не спорят!". Страх новизны и боязнь собственного мнения ставят нашу свободу на грань безответственности.
Юлий Гусман, отец-основатель "Ники", создавший академию "для дружбы", как он любит повторять, объявил о создании новой общественной структуры, которой поручено создание Российской Академии киноискусства как института с юридическим статусом. Так как на Руси все изменения - к худшему, академики разволновались, кое-кто воспринял эту информацию как конец "Ники" и конец дружбы. "Ника" сохраняет свою независимость, и никакие общественные организации не вправе вмешиваться в ее творческую деятельность, - был ответ. Тем не менее в кулуарах говорили, будто в тени общественной организации учредителей Российской киноакадемии стоит Фонд 1-го российского президента с большими финансовыми возможностями. Если это и так, то ничего худого в том нет. Должен же кто-кто спонсировать церемонию вручения "Ники", отцы-основатели устали ходить с протянутой рукой. Но ведь без праздника и приз не приз.