Хитроумная фестивальная интрига, закрученная так, чтобы под завязку выставить на кон лучший фильм конкурса, смешала рейтинги большинства. Прогноз "НГ" оправдался в главном и принципиальном решении жюри. Гран-при и "Серебряного медведя" получил "Пекинский велосипед" Вонга Сяо Хуэя, оказавшийся, по общему мнению, лучшей картиной конкурса и открытием Берлинале. Независимый китайский режиссер с высокой репутацией показал хорошее кино, к тому же, что всегда вызывает внимательное отношение жюри любого фестиваля, социальный контекст занимает режиссера не меньше, чем эстетические "моменты". Исполнители главных ролей - Суи Лин и Ли Бин получили награды как лучшие молодые актеры.
Однако сюрпризом для многих оказалось, что обладателем "Золотого медведя" стал Патрик Шеро со своим "Интимом", от которого, впрочем, в восторге были тонкие ценители прекрасного. Он получил также "Голубого ангела" как лучший европейский фильм, а звезда "Интима" Керри Фокс, актриса и популярная певица, взяла "серебро" за лучшую женскую роль.
Лучшим актером назван мексиканец Бенисио Дель Торо, сыгравший полицейского в "Треффике" Стивена Содерберга. Социально значимое кино о войне против наркотиков (мы уже писали, что "треффик" на профессиональном сленге спецслужб означает путь наркотиков от производителя к потребителю), триллер, за который болели на фестивале очень многие, других наград удостоен не был (напомним, что Содерберг - не только режиссер, но еще и оператор картины). Поставив на массового зрителя, а не горстки ценителей, которым Содерберг адресовал свои предыдущие ленты, Содерберг проиграл на Берлинале. Коммерческий успех его "соцреализму голливудской модели" обеспечен.
"Серебряного медведя" удостоен также "Итальянский для начинающих" Лоун Шерфиг. Пятый фильм "Догмы" (и первый, как мы успели заметить, снятый режиссером-женщиной) собрал кучу призов - ему отдали свои призы жюри ФИПРЕССИ и экуменическое жюри. Низкобюджетное, "бедное" кино о бедных и одиноких, одним словом, - об аутсайдерах, драматизм которого отчасти искупается спасительным юмором, по-прежнему пользуется профессиональным фестивальным спросом. У себя на родине фильм Лоун Шерфиг стал фаворитом проката и по популярности обогнал, как мы написали уже, все "догматические" картины, включая "Последнюю песнь Мифуне", обязанную славой опять же Берлинале, где три года назад также получила "серебро".
Лучшим режиссером Берлинале-51 объявлен известный тайваньский мастер Лин Ченчен, представивший изысканно сделанный фильм о молодежных проблемах "Ореховая красотка" ("Betelnut Beauty"). Исполнительница заглавной роли Эй Ни Эй Ву удостоена приза как подающий надежды молодой талант.
Приз Альфреда Бауэра достался аргентинской дебютантке Лукреции Мартел за "Болото". Бывшая актриса сняла во многом автобиографическую ленту по мотивам своего опыта, "по дороге" вписав Аргентину в географию Берлинале: последний раз аргентинское кино здесь смотрели 13 лет назад. "Болото" - опять-таки авторское, интравертное кино, сцены из жизни двух родственных семей, снято ручной камерой и в этом смысле близко поэтике "Догмы". Здесь все натурально, жизнеподобно, включая драматургию: это спонтанный рассказ, имитирующий эмоциональное состояние рассказчика. С паузами, с усилиями найти нужные, необходимые слова. В образах домашнего насилия и деспотизма Мартел выплескивает на экран исповедь собственного сердца.
Пресс-конференция Большого жюри уложилась буквально в пятнадцать минут, после чего журналисты, забыв про аплодисменты, как того требуют правила приличия, ринулись к компьютерам.
Берлин