СЕГОДНЯ в самом сердце германской столицы, в Берлинале-паласте на Постдамер-платц открывается 51-й Международный кинофестиваль. По предварительной информации, это будет грандиозный праздник кино. 16 международных премьер ожидается в одном только официальном конкурсе. Среди соревнующихся режиссеров немало знаменитостей первой величины - Спайк Ли, Гас Ван Сент, Шон Пенн, Стивен Содерберг из США, Катрин Брейа, Патрис Леконт и Патрис Шеро - из Франции, Майкл Уинтерботтом - из Англии. Нынешний кумир международных фестивалей Вонг Кар-вай участвует в конкурсе короткометражек. Свой первый документальный проект покажет (вне конкурса) Эмир Кустурица.
Европейское кино на сей раз представлено мощно - в борьбе за берлинских "Медведей" будут конкурировать итальянская, ирландская, польская, немецкая, датская (первый фильм "Догмы" в женской режиссуре) ленты. Китай, Тайвань, Япония, Южная Корея - дальневосточные культурные регионы по сложившейся в последнее десятилетие традиции считают Берлинале своим форпостом на Западе. Не забыты Южная Америка и Африка - в конкурсе аргентинский фильм и сенегальско-аргентинская копродукция.
Увы, российское кино, не однажды увенчанное берлинскими лаврами, на сей раз будет выглядеть бедным родственником на этом празднике жизни. В официальном конкурсе нет ни одного фильма из России, нет его и в конкурсе "Панорамы", где представлены 32 страны. Кира Муратова с фильмом "Второстепенные люди" - единственное звездное русское имя в "Панораме" - нынче представляет Украину.
Несколько картин из России можно будет посмотреть в программах "Форума молодого и экспериментального кино". Этот популярный "фестиваль в фестивале" ориентируется на новый кинематографический язык, на маргинальное авторское кино, и еще не было случая, чтобы его отборщики не нашли в России то, что ценят интеллектуалы и кинофанаты. Одна из таких работ - "Любовь и другие кошмары" петербуржца Андрея Некрасова только что прозвучала на "Фесте" в Роттердаме, о чем писала "НГ". Документальная лента "Нет смерти для меня" Ренаты Литвиновой известна нашей публике благодаря недавней телепремьере. Загадкой - пока! - можно считать дебют независимого режиссера Екатерины Харламовой из Питера "Текст, или Апология комментария", где в одной из ролей снялся Леонид Мозговой, сыгравший Гитлера в "Молохе" Александра Сокурова, а теперь и Ленина - у него же. В одной из программ "Форума" состоится премьера документальной ленты Александра Рехвиашвили "Русская Палестина" по сценарию известного киноведа Мирона Черненко.
Так что формально нет повода паниковать и посыпать главу пеплом. Четыре работы - это немало. И все же, все же, все же┘ Отсутствие российских картин в официальной селекции - знак того, что Россия растранжирила былую славу великой кинодержавы. Эксперт отборочного комитета по Восточноевропейскому региону доктор Ханс Иоахим Шлегель, отлично осведомленный о том, что делается в павильонах и монтажных московских и петербургских киностудий, на сей раз уехал восвояси пустым и обескураженным.
Так что насладимся русской темой в немецкой киноверсии Сталинградской битвы - блокбастере "Враг у ворот" в постановке крупного французского мастера Жан-Жака Анно. Этой картиной откроется фестиваль сегодня вечером. Немцы гордятся первым национальным суперпроектом, бюджет которого оценивается как самый высокий в Европе минувшего года. Технически сложная картина с грандиозными массовками снята на студии в Бабельсберге силами немецких специалистов. Директор Берлинале Мориц де Хадельн заявил, что эта выдающаяся работа открывает новую главу в истории немецкого кинематографа. Больше того, де Хадельн полагает, что положен конец американской монополии на подобные технологически емкие проекты.
Директор Берлинале уходит в отставку. Обилие звезд, премьер, ретроспективных программ и прочих фестивальных соблазнов не заслоняет этого, безусловно, главного события Берлинале-51. Это его прощальный фестиваль после двадцатидвухлетней вахты. Де Хадельн уже осыпан почестями и наградами Европейского союза и немецкого правительства. Ретроспектива "Фавориты Морица", двадцатка его любимых фильмов из тех 700, что были приглашены на Берлинале за два последних десятилетия, - лирический жест, его "последнее прости".
И все-таки непонятно: почему уходит кинополитик в полном расцвете сил, человек, который вывел Берлинский международный в лидеры мирового фестивального движения, как опытный лоцман, провел его сквозь рифы холодной войны и внес неоценимый вклад в налаживание культурного диалога между Западом и Востоком после распада соцлагеря и воссоединения Германии. Очевидно, мавр сделал свое дело и должен уйти. Пусть его утешит то, что сложнейший период в истории Берлинале и европейской кинематографии навсегда связан с его именем. И сегодня вечером он, монументальный и элегантный, представит публике Берлинале-паласта большое жюри во главе с именитым американским продюсером Биллом Механиком.