Марлен Хуциев с изяществом празднует свой юбилей.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Творческий юбилейный вечер "Просто Марлен" проходил в Центральном Доме кино. Он был посвящен 75-летию режиссера, хотя и не совпадал с точной датой. (Настоящий юбилей уже состоялся 4 октября, и "НГ" отмечала его на своих страницах.) Как сказал в начале вечера сам юбиляр, пять лет назад ему удалось "увильнуть от этой ситуации, как Подколесину из-под венца". Но на сей раз избежать церемонии было невозможно, чтобы не поползли слухи, будто кто-то из администрации снова препятствует славе Марлена Хуциева.
Юбилейный вечер удачно избежал как чрезмерной патетики, так и хаотичности, свойственной подобным мероприятиям. Марлен Хуциев не удовольствовался пассивной ролью "виновника торжества". Он отдавал команды киномеханикам, предупреждал зрителей о возможных накладках и тут же обнаруживал их, рассказывал публике о гостях, выходящих на сцену. Одним словом, был занят делом - режиссурой церемонии. И нигде Марлен Хуциев не смотрелся более воодушевленным и счастливым, как сбоку огромной сцены, возле подсобного помещения с огнетушителем, - сюда Мастер отходил, чтобы отслеживать очередное выступление, держа в поле зрения всю картину.
Как и в фильмах Марлена Хуциева, самым сильным впечатлением стала атмосфера вечера. Под воздействием картин юбиляра, с отрывками из которых чередовались поздравительные речи, все говорили легко, сентиментально и остроумно. Михаил Швыдкой размышлял о милосердии жестокого ХХ века, который подарил нам такого человека, как Марлен Хуциев. В финале выступления министр культуры клятвенно заверил собравшихся, что готов способствовать Хуциеву в осуществлении его планов: "Чего захотите, то и будете делать. А что еще может сказать министр художнику?" Посол Грузии в России Зураб Абашидзе подарил режиссеру въездную визу в Грузию на ближайшие пятьдесят лет (ведь с декабря между Россией и Грузией вводится визовый режим). Подано это было как эффектная шутка. Но в ней, как и в полных нежности словах Хуциева о Грузии, читалась боль за свою отдалившуюся, как бы "отнятую" историей родину. Президент гильдии кинокритиков Мирон Черненко преподнес Хуциеву свою книгу "Просто Марлен", вышедшую к юбилею.
На сцену поднимались Георгий Бакланов, Петр Тодоровский, Белла Ахмадулина, Борис Мессерер и многие другие. Наперебой с Хуциевым они вспоминали свою жизнь. Апофеозом вечера стали знаменитые документальные кадры поэтических вечеров в Политехническом, снятые когда-то Хуциевым. Тогда в набитом битком зале Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский и Белла Ахмадулина, такие молодые и такие талантливые, с немыслимым сегодня запалом читали стихи - и все были счастливы. Нынешний зал ЦДК умилялся, завидовал и аплодировал, кажется, именно этой страстности поэтов-шестидесятников, которые тогда чувствовали себя первооткрывателями правды.
Юбилейный вечер все больше походил на встречу "фронтовых друзей", объединенных эпохой 60-х годов. Аудиторию захлестывала ностальгия. Тогда ломались судьбы художников, а те немногие картины, который смог снять Хуциев, преследовала цензура. Но сейчас, на фоне новой эпохи, 60-е вспоминались золотым веком общения и творчества. Средний возраст собравшихся на вечер в Доме кино составлял не менее 60 лет. И это невольно наводило на мысль, что даже самое нетленное искусство шестидесятников постепенно превращается в субкультуру для старших поколений.