НОВЫЙ фильм Александра Атанесяна "24 часа" мог бы остаться вполне обычной криминальной драмой приличного качества, и только. Съемки новой Москвы с недавно построенными зданиями, мостами, автотрассами. Много дорогих автомобилей и дорогой одежды, интерьеры ультрамодного дизайна. Никаких помоек и слякоти, никаких немытых и небритых рож. Сюжетные ситуации несут в себе уважение к стереотипам западных классических криминалок от "Однажды в Америке" до "Спрута" и "Профессионала". Да и удачный кастинг рядовых мафиози для эпизодов представляет все типы гангстерских лиц: от колоритных кавказских до нордических - с квадратными челюстями - и изящных итальянских овалов.
В "24 часах" сошлись несколько актерских поколений. На грани слезной мелодрамы и фарса решена сцена дачного застолья двух гангстеров, Левы и Гарика, приезжающих к маме на воскресенье. Накрытый стол в саду, чайничек с цветочками. Маму играет Татьяна Самойлова, актриса той эпохи, когда об отечественной мафии не слыхали и оружия близко не видали даже по телевизору. Мама пребывает в заповеднике мирной добропорядочности. Сидит на даче, варит варенье, печет пирожки.
Среднее же поколение по будням исполняет поручения хозяев, сводя за них счеты с неугодными. У Левы (Андрей Панин) это получается плохо. Его предупреждают, что он за сутки должен найти и уничтожить исчезнувшего Феликса. Иначе его самого "зароют под землю на три метра и поставят памятник Дзержинскому". А Лева куксится за чашкой кофе после ночных скандалов с женой и нервничает из-за надвигающейся импотенции.
Зато у наемного убийцы Феликса (Максим Суханов) все получается хорошо и красиво. Расположившись дома на диванчике, Феликс добродушно слушает болтовню своей подруги и принимает очередной заказ на убийство. С аппетитом ест десерт в ресторане и "пасет" клиента, чтобы влепить ему пулю в голову. А из тюрьмы бежит так легко и тихо, что все диву даются. Под тюремной стеной нашли пуговицу фирмы "Версаче" - вот и весь рапорт о побеге.
Старшее поколение дееспособных людей первую половину жизни прожило еще при советском укладе, тогда же научилось начальствовать и вписываться в любой социум. И сейчас они абсолютно равны своему статусу криминальных работодателей. В поведении Генерала (Георгий Тараторкин), заведующего неким профсоюзом киллеров, и "авторитета" Косты (Михаил Козаков) читается не только умение, но и право диктовать свою волю, стравливать недругов, продавать и сдавать подчиненных. Все это - не теряя респектабельности и без угрызений совести. Адвокат (Игорь Старыгин), пожалуй, единственный, передает ощущение внутреннего дискомфорта. С болезненной меланхолией в глазах, с деликатностью постаревшего Арамиса герой Старыгина признается дрожащим голосом, как он чувствовал себя на встрече с Феликсом в тюрьме: "Он сидел напротив меня в наручниках, а я его боялся".
Зато поколение двадцатилетних не ощущает опасности, исходящей от зрелых наемников. Оно их любит. Юный наркоман Гарик (удачный кинодебют недавнего выпускника Школы-студии МХАТ Сергея Новикова) с наивными глазами воспитанного мальчика таскается всюду за Левой как приклеенный. Молодой долговязый сержант (Дмитрий Мухамадеев) помогает Феликсу бежать из тюрьмы, боготворит его, как старшего брата или ожившего супермена, и верит в его удачу.
Успешно отвечая требованиям жанра и амплуа супермена, Максим Суханов играет все же "про другое". Вся проблема Феликса не в том, что он убивает людей (да еще не тех, кого нужно), а в том, что он не знает, как и ради чего ему жить или убивать дальше. Неспроста герой Суханова всем своим видом, взглядом и интонациями постоянно всех "посылает". Конечно, его уже достал мир, где наемнику высокого класса постоянно мешают работать. Но у героя хорошие нервы. Он нарочно нарывается на конфликт, чтобы поставить себя в условия борьбы за жизнь. Потому что в спокойной обыденности он не знает, к чему стремиться и чего именно хотеть, кроме денег. Другой, некриминальной, сферы, где личность могла бы найти применение своему богатому потенциалу, в мире (по концепции "24 часов") нет. Суханов играет профессионального убийцу, которого гложет человеческая нереализованность.
Раньше "потерянные" ассоциировались с интеллигентской слабостью и утонченностью. А теперь - со звериной энергией и агрессией наемного убийцы, бунтующего против своих хозяев. Как когда-то Джоз, французский профессионал Жана-Поля Бельмондо, в финале герой Суханова уходит, повернувшись спиной ко всему миру. Только здесь никто не выстрелит ему в спину. Такой хеппи-энд обманчив, поскольку герою гораздо легче умереть, чем жить дальше.