ШЕСТАЯ церемония "ТЭФИ" начиналась рано. Еще при свете заходящего осеннего солнца к Концертному залу "Россия" потянулись гости и устроители. Вальяжные иномарки чередовались с деловитыми "газельками", подвозящими хозяйственные грузы. За тонированным стеклом дверей темнели массивные тени охраны. Было очень тихо. Атмосфера создавалась не праздничная и не торжественная. Как будто все чувствовали, что за годы своего существования "ТЭФИ" из экстраординарного события превратилась в неизбежность. Ее нет смысла предвкушать с волнением. Через нее надо "пройти".
В холле "России" многие появлялись с сотовыми телефонами, на ходу ведя переговоры - о чем-то глубоко своем и будничном. Изрядное число дам облачилось в вечерние туалеты. В большинстве случаев наряды смотрелись отдельно от прозы и суеты движений и взглядов. Актерская компания О.С.П.-студии, пожалуй, единственная старательно позировала перед камерами. Остальные изображали светское общение и утомленность славой.
На сцене возвышалась пирамида, излучающая все оттенки синего и голубого, а перед ней - условный проем экрана, в который будут вступать все, кто попадает на сцену. Видимо, предполагалось, что архитектурный знак вечности в симбиозе с символическими цветами телеэфира должен создать образ вечного телевидения. Но что можно счесть новым и неожиданным перед лицом вечности? Церемония стартовала в космических ритмах музыки, щедрых клубах дыма и световых бликах. Чем дольше она продолжалась, тем понятнее становилось: все слова давно уже сказаны, все знают цену себе, коллегам и программам. Другого телевидения у нас нет. Банально начал Владимир Познер, задавший риторический вопрос, является ли праздником эта церемония, и тут же утвердительно ответил. Банально звучали перед журналистами возгласы высокого профессионала Михаила Дегтяря о том, что на ТВ все друг у друга крадут замыслы и приемы. Банально рекламировали в разговоре с прессой свои новые и старые проекты телевизионщики даже самого крупного калибра, включая Константина Эрнста и Дмитрия Диброва со всей его командой.
На этот раз "ТЭФИ" оказалась условностью не до известной степени, а всецело. Вот, например, абсолютно заслуженные премии - Михаил Дегтярь ("Вести", РТР) в номинации "Репортер", "Цивилизация" (ОРТ) в качестве научно-популярной программы, теледизайн "Муз-ТВ", Виктор Славкин ("Старая квартира", РТР) как лучший сценарист, Борис Зосимов (МТV) как лучший продюсер. Но крепкими профессионалами они были и будут, однако ничего экстраординарного именно для этого года их работа не содержала. Премии могли присудить кому-то из коллег, а названным номинантам - годом раньше или позже. Награждение в номинации "Телевизионный документальный сериал" цикла о постсоветском времени "Десять лет, которые┘" (Рен-ТВ) кажется данью не качеству сериала (действительно, стоящего), а - почти всеобщим желанием отметить работу дециметровых и "местных" каналов, - лишь бы подальше от основных участников информационных войн.
Некоторые награждения выглядели совсем случайностью, даже если лауреаты и были достойны наград. Как ни оценивай "Серебряный шар", эту передачу все же трудно счесть "Просветительской программой", по номинации которой она проходила. Как ни относись к телефильму Михаила Козакова "Ужин в четыре руки" про Генделя и Баха, но на "событие" он никак не может претендовать (и не случайно еще несколько лет назад сценическая версия постановки завоевала имидж коммерчески успешной работы, но не снискала славы шлягера). Как ни сочувствуй героям "Убойной силы" (ОРТ), а все же есть другие, более сильные работы в жанре телесериала. Объявленный лучшим ведущим развлекательной программы Тимур Кизяков ("Пока все дома", ОРТ) слишком бледен (в этом качестве) на фоне остальных номинантов - участников О.С.П.-студии и Александра Гуревича ("Сто к одному", РТР).
Многие решения жюри смотрелись так, словно академики российского ТВ сознательно выносят за скобки программы, имеющие резонанс, и отдают предпочтение более периферийным и нейтральным. В номинации "Телевизионный документальный фильм" премию получил "Федерико Гарсиа Лорка, загадка любви и смерти" (ОРТ). В качестве лучшего журналистского расследования был назван фильм "Лихорадка Эбола - тайна вируса смерти" (Рен-ТВ). Звание лучшего оператора получил Эдуард Кечеджиян("Век мой", ГТРК "Дон-ТР", Ростов-на-Дону). Лучшим режиссером провозгласили Александра Расторгуева ("Твой род", ГТРК "Дон-ТР", Ростов-на-Дону). Некоторый шок вызвало присуждение премии в номинации "Программа для детей" одной из самых примитивных передач "Star Старт" (ТВ-6). Когда же, выйдя к журналистам, создатели программы начали рассуждать о "драйвовых" представителях юного поколения, сделалось совсем нехорошо.
Оттенок необязательности в решениях жюри подавал в определенном свете и всех номинантов. Казалось, что они не завоевывают свои премии, - премии им просто раздаются, более или менее мотивированно. Однако привкус "игры судьбы" парадоксально сочетался с полным отсутствием азарта и вдохновения у кого бы то ни было. Светлана Сорокина честно призналась, что на этот раз не особо волновалась, поскольку одна премия ТЭФИ у нее все равно уже есть. Михаил Козаков, скептически созерцая окружающий мир, даже чуть не позабыл свою фигурку Орфея на столе после пресс-конференции.
Награждали малоизвестных региональных журналистов - и складывалось впечатление, что ни для кого, кроме награждаемых и узкого круга посвященных, победа не становится радостным и заметным фактом вечера. Конечно, все равно отрадно, что приз в номинации "Новости - время местное" получила действительно хорошая программа "Час-пик" ("ТВ-2", Томск). Лучшим же ведущим информационной программы была справедливо названа Анна Титова ("Четвертый канал", Екатеринбург), умеющая совмещать деловой тон с драматизмом в подаче информации.
В процессе награждения самых знаменитых и популярных невольно думалось, что они и без того купаются во всеобщем внимании. Когда вручать призы вышли парой Лев Новоженов и Дмитрий Дибров, стало ясно, какую передачу воплощает церемония - "Старый телевизор" вчера и сегодня. Комизм усиливался еще и тем, что многие звезды попадали на сцену дважды, в двух ролях - объявляли лауреатов в одних номинациях, а позже выходили сами получать призы в других номинациях. Сюжет в жанре "сам себе призер".
Для НТВ церемония стала своего рода парадом победы. Лучшая музыкальная передача - "В нашу гавань заходили корабли". Лучшее ток-шоу - "Глас народа", лучший интервьюер - Светлана Сорокина, лучшая телеигра - "О, счастливчик!", лучший спортивный комментатор - Владимир Маслаченко ("Футбол. Лига чемпионов", НТВ). Лучшая юмористическая программа - "Итого", лучшая публицистическая программа - "Профессия - репортер". Телевизионным событием года сочли проект "НТВ+". Проект Леонида Парфенова "Живой Пушкин" завоевал спецприз (правда, наряду с "Берегами Набокова" на канале "Культура"). Сценическому варианту "Кукол" доверили держать ответ за "Информационную программу - общенациональные (сетевые) новости". Как уже писала "НГ", на сей раз премию по этой номинации решили не присуждать. Поскольку, по объяснению Телеакадемии, любое предпочтение тут же неминуемо обрело бы излишне политический оттенок. Эту тему развили куклы, изобразив обсуждение эфира Ельциным, Путиным, Лужковым и Волошиным. Но в меру забавная сценка лишь подчеркнула, что жюри со своим "неприсуждением" просто не готово к реакции на сложности общественной жизни.
Пока одни (сидящие в зале) делали вид, что развлекаются, другие (на сцене) делали вид, что развлекают. Неизгладимое впечатление оставили художественные номера. В особенности - клоуны, чей длинный номер кроме скуки вызывал еще и недоумение. Клоуны, пытаясь быть трогательными, манипулировали прозрачными полиэтиленовыми пакетами, накрывались ими, как скатертью, а то и забирались внутрь с головой... Впрочем, скорее всего таков заурядный псевдоавангард, который ровным счетом ничего не подразумевает. Не менее удручающе выглядел и мэтр Михаил Жванецкий. Он читал текст по бумажке с запинками, явно не держа "нити" собственного комедийного монолога. И главное, текст про специфику ТВ не был по-настоящему смешным. Как будто Жванецкий исполнял обязанность произнести что-нибудь к случаю, однако выходил на сцену без вдохновения.
Честнее поступил Виктор Шендерович. Марианна Максимовская, вместе с которой он вышел на сцену награждать лауреатов (и которая в полупрозрачном платье куда уместнее смотрелась бы, если бы ей пришлось вести передачу "Про это"), так и сказала: "Теперь по сценарию ты должен пошутить". Однако Шендерович шутить отказался. И потом объяснил журналистам, что всякая импровизация должна быть хорошо подготовлена. Вообще с шутками как-то не клеилось. И Евгений Кириченко с Николаем Николаевым, пытавшиеся разыграть у микрофонов комическую перепалку, смотрелись самым нелепым образом.
Церемония в целом, претендуя на стильность, содержала тем не менее порядком безвкусицы. Помимо уже означенных дискотечных ритмов и эстрадной дымовой завесы потрясали еще и некие дивы, которые в своих платьях, головных уборах и макияже походили на инопланетянок. Они вручали цветы лауреатам и маячили за их спинами, когда те произносили благодарственные речи. В телетрансляции эти дивы все время попадали в кадр, заставляя ассоциировать церемонию с эпизодами третьесортного фантастического сериала о пришельцах. Глухой и обрывочный телекомментарий Леонида Парфенова, то не вовремя возникающий, то внезапно пропадающий, напоминал пародию на комментарии фигурного катания советских времен. Видимо, без ностальгического ретро теперь не обходится ни одно мероприятие. Вполне логично, что в финале за вклад в развитие ТВ была награждена Валентина Леонтьева. (В прошлом году по иронии судьбы так был отмечен не кто иной, как Владимир Гусинский.) Чем больше выходило на сцену знакомых персон, тем яснее становилось, что именно символизирует пирамидальная конструкция на сцене. В пирамидах хоронили фараонов┘ Телевизионное братство готово мумифицировать себя в переносном смысле, с помощью "ТЭФИ", еще при жизни. Так, чтобы навсегда поселиться в телеэкране и во всем походить на абсолютно живых. Но дело в том, что после такой церемонии зрители вряд ли станут больше любить даже самых талантливых и популярных профессионалов ТВ, награжденных по праву. Стимула нет тратить свои эмоции - кажется, что все наши звезды уже никогда никуда не денутся, как не закончится и долгое вручение призов.
P.S. Параллельно с ходом церемонии в Интернете проводилось голосование среди простых user"ов ТВ и компьютеров - по тем же номинациям. Оказалось, что в роли ведущих информационных программ зрителям по душе Марианна Максимовская, Екатерина Андреева и Владислав Флярковский. Лучшие документальные сериалы - "Президент Всея Руси" и "Чеченский дневник". Лучший телевизионный документальный фильм - "Блеск и нищета Гохрана", "Кремль, 9. Покушение", "Неизвестный Путин. Часть 1". Лучший художественный сериал - "Бандитский Петербург", а лучшие режиссер и оператор - Владимир Бортко и Валерий Мюльгаут, этот сериал снимавшие. Лучшие художественные телефильмы - "Не мешайте палачу" и "Барак". Лучшая детская передача - "Ералаш". Лучшая развлекательная программа - "О.С.П.-студия". Мнение народное, как часто бывает, спонтанно оппозиционно официальным вкусам.