ФИЛЬМ без интриги лично мне милее любого жанрового хита, но что касается фестивального конкурса, то здесь интрига необходима - без нее нет напряжения борьбы, нет азарта. Пока на "Кинотавре" - тишь да гладь, драйва не возникает. Тот досадный факт, что "Свадьба" Павла Лунгина, объявленная в конкурсе, выбыла из игры, если кого и огорчил, то разве что директора программ. А кое-кого и обрадовал. Ибо фильм, маркированный недавним каннским успехом, по определению претендовал на основные сочинские призы, но кому нужен сильный соперник? Жюри, я думаю, тоже не сильно расстроилось. Чем меньше претендентов на главные награды, тем полезнее для здоровья.
Официальная версия снятия "Свадьбы" с конкурса: российская копия фильма на данный момент не готова. Свежо предание, но верится с трудом: снималась-то картина на русском языке. Как бы то ни было, отсутствие работы режиссера с высоким международным рейтингом понижает статус конкурса. За прошедшие шесть дней лишь "Лунный папа" напомнил о том, что есть art-house и фестивальное кино на самом деле не вымерло. Это у нас оно притаилось - наши продюсеры дружно решают проблему возвращения зрителя в кинотеатры. Как только решат, так сразу и за art-house возьмутся. Впрочем, глава студии "НТВ-профит" Игорь Толстунов, обеспечивший добрую треть сочинского конкурса, не чужд высоких порывов - он один из продюсеров "Лунного папы". Но предпочитает мейнстрим. Режиссерский дебют Егора Кончаловского "Затворник", премьера которого прошла в четверг, - тоже продукция "НТВ-профит". Стильный триллер с отличными актерскими работами (Амалия Мордвинова в паре с Александром Балуевым) - эффектное упражнение на заданную тему с обертонами классической "Ловушки для Золушки" выполнено с типичными для дебюта ошибками, и пресса не замедлит, конечно, оттянуться на сей счет. Хотя фильм смотрели, затаив дыхание.
С 7 июня "Кинотавр" работает в модуле "два в одном" - открылся Международный кинофестиваль со своим конкурсом, ретроспективами и информационными показами. Количество просмотров удвоилось, если не утроилось. Дирекция, однако, решила проблему просто: большинство конкурсных просмотров обоих фестивалей идет параллельно, а уж какое кино ты выберешь - дело твое. "Кинотавру" хватило энтузиазма и средств отгрохать суперэкран на театральной площади, но развести во времени конкурсные просмотры, видно, руки не доходят. А в международном блоке куча соблазнов. Вне конкурса будут показаны последние картины Вуди Аллена, Тима Роббинса, Джоэля Коэна, режиссерский дебют дочери Фрэнсиса Форда Копполы Софии, впервые появившейся на экране грудным младенцем в знаменитой сцене крещения в финале "Крестного отца".
Международное жюри возглавляет индийский режиссер Мринал Сен, классик мирового кино. В команде жюри - знаменитый и ни с кем не сравнимый голландец Йос Стеллинг. Персональный состав судей влияет на фестивальный рейтинг, так что международный "Кинотавр" зарабатывает очки.
Итак, Открытый российский перевалил на вторую половину. В идеале фестиваль должен идти по возрастающей и достигать пика за два-три дня до оглашения вердикта жюри. Все самое-самое ставится обычно ближе к финалу.
Сочи