Марк Рудинштейн и Олег Янковский управляют "Кинотавром". Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
ФЕСТИВАЛЬ, известный в мире под славной кличкой "Кинотавр", разменял второй десяток. В прошлом году на церемонии открытия праздновали круглую дату, в нынешнем - пышно, с фейерверком и оркестром, отгуляли начало новой фестивальной декады. Организаторы шоу взяли да и отгрохали на сцене празднование Нового года. С елкой - полиэтиленовой, снежком - искусственным. Разбить тарелку на счастье - неизменная прерогатива президента "Кинотавра" Олега Янковского - на сей раз удалось только с четвертой попытки. Тарелочка попалась то ли небьющаяся, то ли заколдованная, как и полагается в сказке, новогодней тем более. Впрочем, на сцене разыгрывалась скорей не сказка, а "сказкобыль". Выходили официальные лица в смокингах, но зал так и не дождался ни Снегурочки, ни Деда Мороза. Роль последнего невольно досталась президенту Путину. Александр Голутва, ныне замминистра культуры по вопросам кино, поздравил участников фестиваля от имени президента России и зачитал приветственный адрес с пожеланиями совсем в новогоднем духе.
В официальном конкурсе объявлены девятнадцать фильмов. Только меньшая их часть - "Брат-2", "ДМБ", "Фортуна", "Дом для богатых", "Лунный папа", "Русский бунт" - уже на слуху. Основной корпус соревнующихся картин - полная загадка и для публики, и для критики. Кроме отборочной комиссии, никто не знает, что такое, к примеру, "Власть Евы" и "Вместо меня", "Женщин обижать не рекомендуется" и "Четырнадцать цветов радуги", "Затворник" и "24 часа". Такое количество премьер только на пользу фестивальной интриге, которой еще предстоит сложиться. Две картины ждут с особым интересом - "Свадьбу" Павла Лунгина, только что получившего каннский приз, и "Зависть богов" Владимира Меньшова. Циркулирует молва, что именно этих-то картин и не будет в Сочи. Официальные лица отметают категорически "пляжные сплетни", но мы-то знаем, что в наших палестинах нет более точной информации, чем слухи. Мне известно из надежных источников, что российская премьера "Свадьбы" в рамках "Кинотавра" зависит от того, как сложатся отношения Лунгина с предстоящим Московским Международным кинофестивалем. Если ММКФ даст его "Свадьбе" статус "специального события", то вряд ли он будет участвовать в сочинском конкурсе. Но чем бог не шутит...
Не исключено, что в соревнование вступит Александр Зельдович с картиной "Москва" - она закончена, помешать могут только не зависящие от режиссера обстоятельства технического характера.
Конкурсный марафон начался накануне торжественного открытия. Показаны всего две картины, так что нет повода ни для обобщений, ни для прогнозов. Картина молодого Ильи Хотиненко "Лицо французской национальности", плутовская комедия с элементами сюра, зрелище отменно унылое и скучное, не встраивается ни в какие традиции. В конкурсе на лучший плохой фильм картина заняла бы почетное место. "Тонкая штучка" неутомимого, как вечный двигатель, Александра Полынникова, наваявшего за последнее десятилетие уже пятнадцать фильмов, - пожалуй, самый удачный его опус. В отличие от большинства прежних работ, где страстное желание быть проданным заставляло режиссера играть на понижение, в "Тонкой штучке" обнаружилась структура "B-movie", кино класса "В", не претендующего на "высокое искусство", зато рассчитанного на большую кассу. И то правда, что фильмам этого ряда - не место в ежегодном национальном киноконкурсе, но мы ведь все еще только выходим на путь структурирования кинопроцесса, только учимся делать кино "в законе". "Штучка" с на редкость удачной Александрой Захаровой в заглавной роли представляет поучительный пример коммерческой, зрительской картины нового поколения. Это смешная пародия на "крими" постсоветской выделки, где задействованы в качестве персонажей второго плана главные фигуранты "Бандитского Петербурга" Дмитрий Певцов и Алексей Серебряков, в роли главного бандюгана - кумир домохозяек Горячев, он же Игорь Бочкин, а гуманистическая русская традиция представлена школьной "училкой" не от мира сего. Понятно, что этой чудачке удается не только обвести вокруг пальца бандитов, но и заставить их "завязать".
"НГ" уже писала о главной технологической сенсации "Кинотавра"-2000 - на театральной площади перед главным фестивальным залом смонтирован огромный экран, совсем как на Пьяцца Гранде в Локарно. Поздним вечером самые удачливые сочинцы усаживаются в пластмассовые кресла и совершенно бесплатно смотрят новое российское кино. На ночном экране уже прошли с обвальным успехом "Хорошие и плохие" Дмитрия Фикса, своего часа ждет и "Тонкая штучка".
Теперь - о грустном. Михаил Швейцер, выдающийся русский режиссер, умер за день до открытия "Кинотавра". А здесь идет ретроспектива его картин, приуроченная к его недавнему восьмидесятилетию. Я пошла смотреть, не помню, в который раз, его "Тугой узел", картину, что подверглась в начале 60-х жесткой идеологической цензуре и вышла на экраны, вся порезанная, под названием "Саша отправляется в путь"; ту самую, где дебютировал Олег Табаков, тогда еще студент Школы-студии МХАТ; ту самую, где сыграл свою лучшую роль Виктор Авдюшко. В зале было человек двадцать. Никто, правда, не ушел. На экране бушевали нешуточные страсти, ломались судьбы и определялись характеры - перед нами развертывалась реальная драма, "в которой отразился век и современный человек..." Тут не грех процитировать Пушкина, глубоко почитаемого Швейцером. Наше новое кино не в ладах с реальностью, не в ладах с веком. Содержательность старого кино отринута и потеряна, ибо выяснилось, что содержание - не товар. Новая реальность одарила наше кино всего лишь одним принципиально новым сюжетом - криминальным. Который занял место универсума в перестроечном массмедийном космосе.
Пишу свой репортаж под раскаты грома, дождь идет стеной. Отменяются все фестивальные мероприятия под открытым небом. Вода в море - 15 градусов. В общем, вполне новогодняя погодка.
Сочи