Веселый Рудинштейн. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
- В ПРОШЛОМ году Марк Рудинштейн отдал было "Кинотавр" в чужие руки, но вскорости вернул его под свою эгиду. Эмоции одержали верх над прагматизмом?
- Я действительно расстался с фестивалем, в этом не было никакой игры, никакой лирики. Я не занимаюсь им, как когда-то. Раньше я знал каждый фильм, каждое имя, кто где будет сидеть┘ А сейчас меня жена иногда дома спрашивает: а будет ли то, будет ли это? И я звоню режиссеру, чтобы и для себя прояснить, кто будет и что будет. Но когда была попытка передать фестиваль в другие руки, мы договорились, что консервативную часть фестиваля никто трогать не будет. Это было обязательное условие. Финансировали "Кинотавр" в прошлом году неплохие ребята, которые имели намерение его купить. Их на фестивале все устраивало, все нравилось. Кроме кино. И когда я увидел, что может произойти, если этому не помешать, я, конечно, испугался. Не могу допустить, чтобы "Кинотавр" захватили люди несведущие, некомпетентные.
- И вы вернули все на круги своя?
- Да. То есть я понял уже на собственном опыте, как опасна революция. Я собрал всех людей, которые были рядом с фестивалем в течение десяти лет, которые понимают, что такое "Кинотавр". Пригласил нового директора - Наташу Лукашеву. И сказал себе: все, пока я жив, на ближайшие пятьдесят лет никаких революций! Главное на фестивале - это кино. Если мы что-то хотим улучшить, то надо улучшать кинопоказ. Главным событием нынешнего фестиваля будет кинотеатр на площади на 2 тысячи мест. Монтируется экран в двести квадратных метров, аппаратура с высоким качеством звука. На огромной площади будет бесплатно идти кино. Для всех. Все должно крутиться вокруг кино. И разговоры, и идеи. Я действительно ушел. Я не продюсер фестиваля, не его администратор и не организатор.
- Как же вас теперь называть?
- Очень скромно - президент группы кинокомпаний "Кинотавр". И я наконец занимаюсь тем, ради чего ввязался в это дело. Я понимал, что прокат отечественного кино рухнет. Затеять фестиваль - возможность заполнить паузу, пока государство не опомнится и не займется кинематографом, вообще культурной политикой. Я эту миссию выполнил. Теперь я буду продюсировать фильмы, строить кинотеатр. Ведь происходит трагедия, и никто о ней не кричит. Преступление, что все лучшие кинотеатры крутят только западное кино. Причем у них контракты на год вперед, они даже не могут сделать зигзаг, чтобы показать отечественный фильм. Мы до того потеряли самоуважение, что название отеля "Жемчужина" в Сочи красуется на латинице, а в ресторане мне на днях подали меню на английском языке.
- Как с этим бороться?
- Делать, как я. Я купил огромный кинотеатр "Мир" и показываю там только отечественное кино. Я не говорю, что у меня поразительные успехи. Но мы запустили там "Дебют-"Кинотавр", чтобы там собиралась молодежь, которая снимает кино. И вот вам результат - тысячи зрителей, висят на стенах, смотрят и документальные, и анимационные фильмы. Билеты у нас не дороже 30 рублей, студентов и пенсионеров пускаем бесплатно. Кинотеатр ожил! Вопрос не в том, что люди не хотят смотреть наше кино. Вопрос в том, что у кого-то не хватает терпения вернуть людей в кинотеатры. Зрители не знают молодых актеров, не узнают их. Надо вернуть публике зрительный ряд, чтобы публика запомнила новые актерские лица. Лоббировать отечественное кино всеми возможными способами. Я уверен на все сто, что, показывай отечественные фильмы в кинотеатрах нового поколения, публика будет ходить. А у нас прокатный рынок захватили дистрибьюторские компании, работающие с западными партнерами┘ Они и мне предъявляют претензии, даже угрожают, раздражает их, что я показываю только родное кино. Но я держу удар. У меня все работает на дешевый билет.
- Судя по всему, и на отечественном прокате можно заработать. Ведь не в убыток же своему холдингу вы лоббируете отечественное кино?
- А как же мы живем? Я же людям зарплату плачу. Бывает, не могу во время расплатиться. Но держимся. Холдинг пока становится на ноги. Надеемся на сборы с проката фильмов, нами запущенных.
- Кто у вас снимает?
- Готовится к запуску Николай Досталь с продолжением "Облака-рай", Василий Ливанов с музыкальным фильмом, Иван Кеосашвили снимает версию "Ромео и Джульетты", снимается телесериал "Фискальная служба"┘ Сейчас главная задача - восстановить прокат. Собственно, он почти восстановлен, но для западного кино. И кинотеатр "Мир" - российский островок в этом море. Но я буду ждать зрителя, буду ждать его.
- Но один в поле не воин.
- Как не воин?! Еще как воин! Когда я начинал в Подольске свой первый фестиваль некупленного кино, тоже был один в поле. А теперь сколько у нас фестивалей? Кто-то должен начинать!
- Будучи поборником отечественного кино, у себя на "Кинотавре" вы тем не менее завели Международный кинофестиваль.
- Вы знаете, для чего я это сделал? Чтобы рассказать о нас. О том, что в России можно сделать кинофестиваль не хуже любого западного. Что российское кино есть, никуда не делось, и слухи о его смерти, распространяемые в нашей прессе, очень сильно преувеличены. Кстати, за это время в Сочи перебывало много знаменитостей, звезд первой величины. Анни Жирардо на сцене символически плевала в сторону Каннского фестивался и клялась в любви к "Кинотавру".
- У фестиваля такая интересная история, что странно, почему вы еще не опубликовали свои мемуары. Начавшись как сугубо частное мероприятие, как альтернативная маргинальная структура, "Кинотавр" превратился в главный национальный киноконкурс, обрел державную поступь. Помню, как впервые в кинозале появился Виктор Степанович Черномырдин. Честно говоря, для меня это был конец перестроечных иллюзий. Общество совершило очередной флэшбек, и державное благословение снова стало благом. А какой эмоциональный ряд у вас связан с тем этапом в жизни "Кинотавра"?
- Может, было бы лучше, если бы не появился на "Кинотавре" Виктор Степанович Черномырдин. До его появления нас все очень любили. Первые четыре года я жил как в раю. Я имею в виду отношение к фестивалю. Соловьевы, Медведевы - все нас очень любили. До тех пор, пока нас не пригласил к себе отдыхавший в Сочи премьер Черномырдин. По старой доброй партийной традиции, премьер поинтересовался, где же министр кинематографии, пришлось его вызванивать из Москвы, это вызвало бурю возмущения: кто такой Рудинштейн, что из-за него премьер-министр вызывает к себе министра кино и т.д. Все испугались, что начнется финансовая поддержка фестиваля со стороны правительства. Когда это свершилось, несмотря на всю ее мизерность, порядка одной десятой стоимости фестиваля, мы получили множество врагов. Пошли письма подметные, и на следующий год, когда премьер снова пригласил нас к себе, Соловьев - он был тогда первым секретарем Российского союза - держал в кармане письмо, подписанное двадцатью кинематографистами, и если бы я сказал что-то, что не понравилось бы Сергею Александровичу, это письмо легло бы на стол Черномырдину.
Но Госкино уже не существует. Круг замкнулся. Пять лет назад я им сказал: "Если вы сами не перестроитесь, если вы не назоветесь, скажем, генеральным департаментом кино при федеральном правительстве, вас скоро сожрут. Будут говорить: раз ничего подобного в мире нет, почему мы должны иметь Госкино... Я не за то, чтобы передавать кино в ведение Минкульта, это тоже плохо. Но коль скоро в Госкино устраивало то как было, придется пожинать плоды. Теперь мы будем года три разбираться с Министерством культуры. В то время как во всех странах кино не смешивают ни с чем другим. Но и такую структуру, как Госкино, тоже нельзя держать".
- А как случилось, что премьер заметил "Кинотавр"? Инициатива была сверху или снизу?
- Это было стечение обстоятельств. Моя заслуга была лишь в выборе места проведения фестиваля - на морском берегу, рядом с правительственными дачами.
- Вы реализовали вековую мечту советских киночиновников. Во времена идеократии она была неосуществимой - город Сочи слишком удален от недреманного ока идеологической цензуры.
- Была такая идея? А я и не знал.
- "Кинотавр" остается держателем акций ЗАО "Жемчужина"?
- Да, конечно.
- А это верно, что акционерное общество продало большую часть пляжа городу?
- Да ничего подобного, просто администрация решила продавать билеты на пляж отеля, чтобы немножко подзаработать.
- Как человек несведущий, позволю себе вопрос: неужели на рынке кинофестиваль - это лакомый кусок?
- Вообще кинофестиваль - очень выгодное дело. Тем более фестиваль раскрученный, со своим, тоже раскрученным, товарным знаком. Даже в первые фестивальные годы мы очень хорошо зарабатывали, сняли около двадцати картин на деньги, заработанные на "Кинотавре". Но когда указом Ельцина были отпущены цены на бензин и рухнул рубль, это было 1 июня 1994 года, фестиваль уже начался и пребывание в отеле на следующий же день стало на 15 миллионов дороже. Я нашел деньги и не закрыл фестиваль. Но потом в течение лет пяти вырывался из долгов. Фестиваль не интересовал коммерсантов, когда в Абхазии война шла, и Сочи был полупустым городом, курортная жизнь свернулась. Сегодня "Кинотавр" - и впрямь лакомый кусочек, кому-то хочется его прибрать к рукам. Моя жизнь уже подвергается угрозе. А вообще-то я очень устал и с удовольствием бы не поехал в Сочи.
- Но протокол обязывает?
- Да, это так. Должна приехать Валентина Ивановна Матвиенко, председатель Оргкомитета фестиваля. Да и президента ждем на закрытие.
- В прошлом году в прессе промелькнуло, будто вы разочарованы в творцах, что они совсем не те светлые гении, какими кажутся издали. Это так?
- В какой-то мере. После периода обожания пришло отрезвление. Но я сказал себе - это как с женщиной: если ты хочешь ее любить, не ищи в ней недостатки. И я продолжаю всех любить.
- Ну, а что сенсационного нам приготовил Сочинский кинофестиваль?
- Как всегда, два конкурса - отечественный и международный. Программа молодого кино, куда на сей раз включены не только игровые дебюты, но и анимация, и документальное кино, и видеоклипы. Ретроспективы, в частности кино о Холокосте, - программа, подготовленная российским Госфильмофондом, с которым мы постоянно сотрудничаем.
- И все-таки на "Кинотавре", как на каждом крупном фестивале, всегда планируются так называемые "специальные события" - special events.
- Международный кинофестиваль объявил специальными событиями российские премьеры трех фильмов: английского "Восток есть восток" Дамиена О"Доннелла, польского - "Неделя из жизни мужчины" (режиссер - известный актер Ежи Штур), тайваньского - "Личные объявления" Чена Куо Фу. Павел Лунгин привезет из Канн свою "Свадьбу", которая там получила приз за кастинг. "Брат-2" Балабанова у нас в конкурсе. Российский конкурс, на мой взгляд, достаточно ровный в этом году, без перепадов и без чернухи.
- А все говорят, что выбирать не из чего.
- Это все легенды. Мы отобрали 20 из 60-70 просмотренных картин. Даже подумывали, не завести ли нам снова отборочную комиссию.
- Какой бюджет кинофестиваля в этом году?
- Бюджет никогда не меняется - 2,5 миллиона долларов. В этом году мы рассчитываем уложиться в 1,5 миллиона. Заработаем на кинотуре - путевки продаются очень хорошо. Выкрутимся за счет искусства менеджмента.
- А Госкино, которого больше нет, успело отстегнуть вам денежку?
- Да, З0 миллионов.
- Кто возглавит жюри двух конкурсов "Кинотавра"?
- Жюри отечественного конкурса - Игорь Масленников. Зарубежный конкурс будет судить команда под руководством Мринала Сена, знаменитого режиссера из Индии, имеющего высокую репутацию в киномире. Будет работать еще одно международное жюри, чьи награды очень ценятся, - ФИПРЕССИ. Представители международной кинопрессы присуждают свои призы фильмам обоих конкурсов.