"РЕФОРМА культуры по Швыдкому" предполагает превращение культуры в доходное предприятие для государства. На первом этапе (до 2005 года) нужно провести реструктуризацию федеральных органов исполнительной власти. Проще говоря, объединить под одной крышей всех чиновников, отвечающих за искусство, культурный досуг и туризм, чтобы "единым контролирующим органом осуществлять государственную и культурную политику" и следить за финансовыми потоками. Для этого, по расчетам Швыдкого, требуется 80-90 млрд. руб. (в нынешних ценах) и соответствующие правовые нормы. Второй этап, названный министром "стартовым для развертывания практических модернизационных действий", требует уже 140-160 млрд. руб., но к этому времени, как говорится, "сама пойдет" - тут тебе и гастроли, и выставки, и открытый доступ к мировым источникам культуры через Интернет, и свое информационное культурное суперагентство. Словом, полный расцвет самоокупаемости и коммерции.
Ознакомившись с этой "концептуальной запиской", весьма уважаемые люди, приглашенные в Центр стратегических разработок в качестве экспертов, пришли в явное замешательство. Такой "стратегии" развития отечественной культуры они, кажется, не ожидали. "Если этот документ примут, будет катастрофа", - заявила директор Музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова. Она напомнила Швыдкому, что культура никогда не была в нашей стране востребована властью, поэтому надо говорить не о "восстановлении приоритетов", а об их установлении. Цинизм власти, по словам Антоновой, поистине беспределен, но попытка узаконить художественные ценности как коммерческий объект - это высшая степень цинизма.
Такого мнения придерживается и писатель Даниил Гранин, заметивший, что о "сознании правящих элит" говорить просто бессмысленно: "Ну нет у них в этом смысле сознания. У них только боеголовки". Писатель напомнил министру, что вот уже шесть лет главные литературно-художественные журналы страны существуют за счет фонда Сороса. А власть при этом интересуется только связями фонда с ЦРУ и опасается, чтобы он не проводил американские идеи. "Впрочем, что с них взять? - горестно вздохнул Гранин. - Ни один из ленинградских секретарей обкома, начиная с Ленина, ни разу не был в Эрмитаже". (Тут все сразу вспомнили Владимира Путина, который не только бывал в Эрмитаже, но и знакомил с этим музеем высоких зарубежных гостей. Значит, все-таки на нынешнюю власть можно надеяться...)
"Может, надо помочь президенту определить вектор развития культуры? - предложил профессор Санкт-Петербургской академии культуры Даниил Аль. - Если уж мы строим капитализм, то почему бы не воспользоваться мировым опытом?" Уж лучше бы профессор не вспоминал про мировой опыт, потому что после этих слов едва воспрявший духом Михаил Швыдкой получил такой щелчок, что на него просто жалко было смотреть. "Отчаянный вы человек, Михаил Ефимович! - заявил министру председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. - Вы представили нам шифрование пустоты. Я не против укрупнения губерний, но есть сферы, которые ни в коем случае нельзя централизовать. Не сможете вы поднять индустрию кино в рамках Минкульта. Нельзя ни с кем объединять кинематограф. Это насилие, так что прошу вас - не берите грех на душу". С Михалковым был солидарен и председатель Госкомитета РФ по кинематографии Александр Голутва. По его мнению, если уж мыслить масштабно, по-государственному, то надо не объединять кинематограф с туризмом и шоу-бизнесом, а создать на несколько лет Министерство кинематографии. Ведь отечественное кино уже давно и успешно работает на рынке.
Растерявшийся Швыдкой поспешил заверить собравшихся, что он им вовсе не враг, не хочет он ничего захватывать, но если сегодня всем вместе "как-то не сдвинуться", то завтра будет еще труднее. Однако, несмотря на то что эксперты были вовсе не против хозяйственной самостоятельности рыночного типа, "сдвигаться" никому не хотелось. Вспомнили даже слова Кромвеля: "Никто не заходит так далеко, как тот, кто не знает, куда идти". Пожалуй, единственным человеком, поддержавшим Михаила Швыдкого, был заместитель министра экономики РФ Андрей Шаронов. "Как предложения к программе документ пригоден, - заключил он. - Сегодня государство относится к учреждениям культуры по принципу продразверстки, а можно сделать продналог, чтобы объекты культуры имели право на часть средств от эксплуатации госимущества".
Возможно, именно эти слова следует считать некоей точкой (или многоточием) в серьезном споре о стратегии развития отечественной культуры. Михаил Швыдкой пообещал напоследок, что учтет все предложения и доработает свой сценарий в "узком кругу", потому что уже летом должен быть предложен официальный документ. Однако это не утешает. Эксперты покидали "Александрхаус" в далеко не радужном настроении. Наверное, они думали о том, что власть и культура - две вещи несовместимые и настоящая драма жизни художника наступает в эпоху отсутствия цензуры и торжества шоу-бизнеса, а реформы в экономике не всегда ведут к расцвету культуры.
Но до лета остается слишком мало времени, и, чтобы реформа по Швыдому не превратилась в конечном счете в "культурную революцию", ее надо обсуждать. И не в "узком кругу", а широко и открыто.