Кадр из фильма "Crazy" Хедди Хенигмана, режиссера из Амстердама, в прошлом году номинированного на "Оскара". |
НИОН, прелестный городок на берегу Женевского озера, в тридцать первый раз стал международной столицей документального кино. Подобных кинофестивалей в мире - по пальцам перечесть. Документальное кино - не прокатный жанр, бешеных денег на нем не заработаешь. Зато это орден, где торжествуют бескорыстие и рыцарское служение. И публика тут особая, не случайная - все больше тонкие ценители, фаны хроники, другого кинематографа не признающие. Их можно понять. Игровое кино едва ли не целиком проглочено кинопромышленностью, тянется к большим деньгам, а значит, к виртуальным мирам - на образах реального мира много не заработаешь. Реальность чем дальше, тем больше становится прерогативой документального кино. О чем рядовой зритель, возможно, и не догадывается. Но среди профессионалов рейтинг неигрового кино растет: его эстетические отношения с действительностью могут быть как угодно сложными, но пиетет перед реальностью, перед материалом жизни - это святое.
Нионский кинофестиваль "Образы реальности", который продлится здесь до 7 мая, представляет главную конкурсную коллекцию из 20 картин и несколько эксклюзивных программ. Вот уже шестой год подряд их собирает по всему свету Жан Перре - директор фестиваля, кинокритик, энтузиаст и знаток документального кино. В 1995 году, когда Нионский МКФ был под угрозой закрытия, именно Жан Перре со своей маленькой командой вывел его из жестокого кризиса. Фестиваль обрел второе дыхание во многом благодаря запущенному здесь конкурсу документальных проектов, победители которого могут рассчитывать на частичное финансирование со стороны приезжающих сюда покупателей и заказчиков - продюсеров телевизионных каналов и дистрибьюторов.
В нынешнем году здесь готовы принять не менее 70 кинематографистов и 900 участников. В Нион съезжаются отовсюду и ради рынка проектов, и ради интереснейших программ, одна другой лучше. Огромным успехом, в частности, пользуется конкурс, где соревнуются работы студентов киношкол и документалистов-самоучек. Победитель получает 5000 швейцарских франков - подспорье для следующего проекта. Нион активно формирует свою публику, борется за нее - двери фестиваля открыты для зрителей, они могут участвовать в дискуссиях и общаться с авторами. Демократизм идет об руку с академизмом. Пресс-конференции - к радости организаторов - превращаются в коллоквиумы.
В официальном конкурсе представлены главным образом полнометражные картины самых разных жанров - от эссе и экспериментальных работ до исторического эпоса и фильмов-расследований. В этом соревновании участвуют мэтры мировой документалистики - Хедди Хенигман из Голландии, поляк Павел Лозинский, венгр Андраш Саламон и почти легендарный Иоганн Койкен - он привез свой последний фильм длиной в три с половиной часа, и здесь это никому не кажется чем-то из ряда вон. Много картин из Азии, Африки и с Дальнего Востока. Россию в конкурсе представляет картина иркутского режиссера Владимира Эйснера "Четвертое измерение".
В Нионе всегда с большим уважением относились к русской документальной школе. Здесь родилась слава многих российских документалистов, включая последний, постперестроечный призыв. Сергей Дворцевой - один из них. В этом году он приглашен в жюри МКФ "Образы реальности".
Нион