Раритеты из собрания Музея Большого театра на выставке "Реставрация-98" в Белых палатах. |
- Марина, что скрыто в глубинах Музея Большого театра? Расскажите о самом-самом...
- Назову лишь крошечную часть. Например, изданный в Париже старинный альбом чертежей Альберта Кавоса, архитектора, восстанавливавшего здание театра после пожара 1855 года. Живопись Васнецова, Лансере и Бенуа. Авторские клавиры опер и балетов с автографами композиторов: Римского-Корсакова, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича. Программа первой постановки "Жизели" в 1844 году. Дирижерская палочка Чайковского. Автограф Юрия Гагарина на программке оперы "Руслан и Людмила". Почетные ключи от городов Сан-Франциско и Лос-Анджелес, полученные в Америке во время гастролей театра. Парчовый халат Шаляпина. Тетради с записями Нижинского и единственный в мире слепок с его стопы. Веер Неждановой. Пуанты Анны Павловой. Молитвенник Глинки.
- Вы театральный художник по образованию, но стали музейным специалистом...
- Я получила приглашение работать в Музее Большого театра, имея большой опыт работы в ВХПО имени Вучетича. Первый вопрос, который мне был задан Владимиром Васильевым при собеседовании: буду ли я помогать делать выставки из фондов музея в самом Большом театре? Дело в том, что в последние годы такая работа велась не очень активно, музей сосредоточился главным образом на внутренней, архивной работе. Я ответила радостным согласием, так как организация выставок была моей основной профессией последние 18 лет. Ситуация была такова, что мне сразу же пришлось срочно готовить экспозицию: в июне прошлого года в театре открывалась выставка, посвященная Пушкину.
После этого марш-броска начались будни. Сейчас идет рутинная, но крайне важная работа по научному описанию и тотальной инвентаризации фондов. В музее работает и группа Комитета по культуре при правительстве Москвы, которая, согласно закону о музеях Российской Федерации, ставит фонд нашего музея на госучет.
- В последнее время то и дело возникают скандалы в российских музеях, когда в ходе проверки фондов вдруг обнаруживается, что недостает ценных экспонатов. Что в этом плане показывает нынешняя каталогизация в Музее ГАБТа?
- Сейчас мы прилагаем максимум усилий, чтобы нам вернули те экспонаты, которые были отданы в другие хранилища и там задержались. Совсем недавно получили назад наше имущество из петербургского Театрального музея, где музейные раритеты находились 29 лет. Это эскизы Коровина и Головина. В свое время они были отданы в Ленинград на выставку, потом музей продлевал гарантийные письма... Первая задача музея - сохранность всего, что мы имеем на сегодняшний день. Вторая - закрыть лакуны в профиле собирания музея.
- Вы имеете в виду...
- ...собрания эскизов декораций и костюмов, произведения живописи. Вскоре в Манеже состоится большая выставка "Художники Большого театра", приуроченная к 225-летию ГАБТа. По ее итогам мы решим, какие первоочередные закупки нам надо сделать.
- Как происходит пополнение музея в современных условиях? Ведь ваши финансовые возможности ограничены, а наследники и владельцы раритетов явно предпочитают не дарить, а продавать....
- Ведем переговоры по обстоятельствам. Вдова танцовщика Юрия Жданова безвозмездно передала его портрет. Оперные реликвии поступили от наследников драматической актрисы Софьи Пилявской. Дочь Дмитрия Кабалевского подарила редкие старинные фотографии. Нам предлагают приобрести личные вещи и предметы мебели великой певицы Надежды Обуховой. Но у нас нет уверенности, что это подлинники, потому что они - не из семьи, а попали в третьи руки. В музей обратилась дочь танцовщика Юрия Кондратова. Она предлагает мемуары отца, и т.д.
- Музей Большого театра всегда был полузакрытым учреждением, попасть в которое могли лишь отдельные счастливцы. Как вы представляете себе жизнь музея в XXI веке? Когда мы сможем увидеть его реликвии?
- Конечно, музей должен стать открытым для посетителей. Каждый день я слышу вопрос: можно ли посмотреть наше собрание? Ведь с 1991 года экспозиция музея не работает для публики. Мы готовимся к новому открытию в новых помещениях, которые мы получаем в особняке в Петровском переулке.
- Первоначально театр собирался отдать музею весь этот старинный дом, интерьеры в котором сделаны Осипом Бове. И у вас был бы полноценный комплекс, где фонды, экспозиция и выставки находились бы под одной крышей. Но теперь планы руководства ГАБТа изменились, и часть здания передана Клубу друзей Большого театра...
- Мы вместе с клубом будем совместно эксплуатировать здание (переезд планируется на следующий сезон) - творческие встречи с артистами, видеопросмотры, прослушивания музыкальных записей, вечера памяти и юбилеи... У музея появятся помещения на всех трех этажах особняка. Это примерно одна треть площадей. Дело в том, что самая эффектная часть дома, отреставрированная в соответствии с канонами строительства богатого московского дома первой половины XIX века, - это парадные анфилады на втором этаже. Мы не можем нарушать их архитектурную целостность и делать там стенды, ставить специальное музейное оборудование. Поэтому принято решение: в той части, где будет располагаться клуб, ставим манекены с историческими костюмами в стеклянных "стаканах", вешаем старинные фотографии, небольшие эскизы. Тем самым клуб как бы становится "филиалом" экспозиции. Но в здании есть и залы, в которых, кроме музея, других хозяев не будет. Там разместится основная экспозиция музея, разумеется, будут выставлены только оригиналы и обеспечена их климатическая и прочая сохранность. 225-летняя история Большого театра будет развернута в хронологической последовательности. Мы приглашаем для этого дизайнеров. Плюс обязательная "актуальная" выставка.
- Каковы первые выставочные "шаги" музея?
- По ходу инвентаризации мы обнаружили уникальную коллекцию старинных бытовых костюмов конца XVIII века, когда-то подаренных музею. Подобного нет ни в Историческом музее, ни в музеях Кремля. Я хотела бы в будущем сделать выставку по этим материалам. Задействуем и наше собрание грамзаписей. Если мы его начнем эксплуатировать в оригинальном виде, старые пластинки разрушатся. Но наши инженеры предложили музею перевести их на CD-ROM. У нас хранится архив балетмейстера ГАБТа Александра Горского со старинными фотографиями, которые хотелось бы показать и издать отдельным фотоальбомом. Хотим устроить творческий вечер Бориса Покровского. Я была недавно в семье выдающегося хореографа Касьяна Голейзовского, его вдова Вера Васильева и сын хотят сотрудничать с музеем. Вообще планов - "громадье". Ведь мы используем и залы самого ГАБТа - экспозиционный зал, хоровой зал и Белое фойе Большого театра, где уже прошел ряд выставок - Уланова, Федоровский, Ермолаев, выставки, посвященные 100-летию Ивана Семеновича Козловского, 100-летию оперных певцов Норцова и Петрова, совместно с Международным союзом музыкальных деятелей организована экспозиция к "круглой дате" Ирины Архиповой, к юбилею Владимира Васильева. В начале лета пройдет выставка сценических костюмов Леонида Собинова. В основном здании театра эти показы могут ежедневно (в антрактах спектаклей) увидеть две тысячи зрителей. Владимир Васильев вообще считает, что в будущем, когда пройдет реконструкция основного здания театра, музей должен переехать туда и сосредоточиться в одном месте.
И еще одно: мы постоянно предоставляем наши экспонаты для межмузейных выставок. Сейчас это эскизы русских живописцев - членов Академии художеств, работавших в Большом театре, для ретроспективной выставки "Императорская - Российская академия художеств".
- А можно будет попасть в музей человеку с улицы?
- К нам и так постоянно приходят "с улицы". И частные лица, и от организаций. Вот посмотрите нашу книгу посещений. У нас бесплатно проводят учебные занятия студенты Школы-студии МХАТа и при этом реставрируют наши костюмы. Бывают журналисты, историки искусства, приходят актеры и коллеги из других музеев. Помогаем наводить справки библиотекам и архивам. Музей организует и плановые экскурсии по зданию Большого театра.
Конечно, число людей по понятным причинам ограничено. Туристские посещения театра не должны нарушать творческий процесс. Подобные акции, как и планируемый выпуск сувенирной продукции (копии музейных экспонатов и фотографий) с продажей в музейном магазинчике, обеспечат нам источник заработка.
- Какое участие музей примет в грядущем праздновании 225-летия ГАБТа?
- Я уже упоминала о выставке в Манеже. Она готовится при нашем активном участии. Составляем список "золотых имен" ГАБТа за всю его историю - для мемориальной доски в здании театра. Готовим экспонаты для международной выставки о театре по линии ЮНЕСКО. В следующем сезоне проведем ряд выставок: об истории нашей оперы и балета, оркестра, хора и миманса, о гастролях ГАБТа, о наградах, полученных спектаклями и солистами театра, о выступлении мировых звезд на нашей сцене....
Кроме того, мы активно участвуем в издании двухтомного издания: альбома-монографии-энциклопедии "Большой театр". Там будет и отдельная статья о нашем музее.
- Приходят ли в музей сами артисты ГАБТа?
- Мало. Многие просто о нас не знают или считают, что музей закрыт. Мне это очень обидно. Будем себя лучше рекламировать.