ПРОГНОЗ "НГ" по поводу основных призов Российской киноакадемии (см. "НГ" от 22.04.2000) подтвердился полностью, за исключением всего лишь одной номинации. Минное поле Непредсказуемости - о нем мы тоже предупреждали - должно было взорваться, и оно взорвалось: "Нику" за лучший сценарий получил Валерий Приемыхов, автор и режиссер картины "Кто, если не мы", а не Герман с Кармалитой. К моменту оглашения приза, когда Наталья Гундарева в платье библейской синевы королевским жестом вскрыла конверт, уже было ясно, что абсолютным чемпионом "Ники" станет фильм "Хрусталев, машину!", даже если сценарная номинация достанется другому. Пять статуэток крылатой богини - таков счет убедительной творческой победы Алексея Германа и его команды. Профессиональные призы получили оператор Владимир Ильин, художники Владимир Светозаров, Георгий Кропачев и Михаил Герасимов (последний, увы, посмертно), художник по костюмам Екатерина Шапкайц. Алексей Юрьевич дважды поднимался на сцену - сначала он принял "Нику" за лучшую режиссуру, а в финале - за лучший фильм 1999-го года. Присутствие триумфатора украсило церемонию. Герман, даже очень усталый, как на этот раз, всегда излучает энергетику контакта, и тут же возникает дуга обратной связи. Ведь именно уровень общения, а вовсе не качество шоу определяет успех церемоний, подобных "Нике".
Алексей Герман, лидер "Ники-2000": "Помните, я вас еще десять лет назад предупреждал - все-таки мы будем первыми". |
За Гусман-шоу можно было не беспокоиться. Фонтан Юлия Соломоновича не иссякнет по определению - в случае чего он один вынесет "Нику" на собственном юморе. Сомнения посещали на иной счет. Из-за капризов наших знаменитых и именитых режиссеров тринадцатая "Ника" лишилась естественной интриги. Компенсировать концертными номерами отсутствие соревновательности невозможно. Как отец-основатель "Ники" и ее неутомимый пастырь, Юлий Гусман понимал это лучше всех. И взял на себя, как всегда, главное - держать ритм, принимать и отбивать мячи отрепетированных экспромтов и домашних заготовок. Это получилось. При азартной поддержке фигурантов "питерского сюжета", который и стал интригой тринадцатой "Ники". Питерская школа лидировала в номинациях, и даже отсутствие "Молоха" не могло поколебать сей упрямый факт. Восемь из четырнадцати статуэток достались ленфильмовцам. Праздник "Ники", кажется, получился, как никогда, "атмосферным" и домашним. Даже досадное отсутствие из-за болезни "получанта" престижнейшего приза "Честь и достоинство" Михаила Швейцера не смазало торжественности момента. Многоталантливый Сергей Юрский показал себя еще и как одаренный "вручант" - он буквально зажег зал своей речью о режиссере.
Лучшая актриса года Нина Усатова: "Девочки, простите, что опять я..." |
Можно только вообразить, до каких пиков азарта могла бы подняться "Ника", отмеченная числом чертовой дюжины, присутствуй в номинациях имена создателей "Сибирского цирюльника" и "Молоха". Врученные перед Новым годом национальные призы кинокритики "Золотой Овен", где фигурировали эти, да и другие картины из списка "Ники", обозначили иной пейзаж родного кинематографа - более разнообразный и потому сулящий надежды, пусть и иллюзорные. Награды киноакадемии тоже нашли своих героев, и было бы бестактно задним числом их переадресовывать. Более того, я уверена, что по крайней мере в двух главных номинациях - режиссура и лучший фильм - результат бы не изменился. И все-таки, согласитесь, вопрос принципиальнейший. Ибо запрет на участие в конкурсе исходит от художников, претендующих на нравственное учительство. Никита Михалков - тот прямо формулирует, что процветание российского кино - вопрос национальной безопасности. И если под этим углом зрения взглянуть на абсолютную победу "Хрусталева" и относительную - "Барака" Валерия Огородникова, тоже ленфильмовца, получившего три "Ники", то выводы просятся такие. Обе картины возвращают нам нашу национальную идентичность на языке, как говорится, родных осин. Всякого рода умствования тут ни к чему. Это - наше. Не будучи большой поклонницей "Барака" - мешает стилистическая вторичность, реминисценции раннего Германа, - я могу понять, почему эта картина легла на сердце многим. В ней есть душа.
Валерий Приемыхов, лучший сценарист года, претендовавший аж на три "Ники": "Нет, ребята, я не гордый, я согласен на одну". |
Между питерской школой и школой михалковской есть, по замечательной формулировке Андрея Синявского, "стилистические разногласия". Антагонизм стилей, вещь вроде бы совершенно нормальная при другом климате, у нас обретает формы идеологического противостояния. С одной стороны, не так уж и важно, что заставило публику подняться с дивана и пойти в кинотеатр, - лишь бы только она, публика, пришла, мы за ценой не постоим. С другой стороны, именно это - цена успеха - и есть главное, если речь и впрямь идет о ценностях, о принципах, о кинополитике, а не об отдельно взятом выдающемся фильме, чья объявленная стоимость уже является аттракционом для аудитории.
Михаил Ульянов. Восхождение. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |