РОМАН Леонида Юзефовича "Князь ветра", опубликованный в # 1-2 "Дружбы народов", - своеобразный эксперимент в творчестве писателя. С одной стороны, произведение носит характер исторический, основное действие происходит в Петербурге, в конце XIX века. С другой - жанр "Князя ветра" можно определить как детектив, присутствуют и начальник сыскной полиции, и жертва, и расследование. Однако ни тем, ни другим характеристика романа не исчерпывается. Он, как китайский шар с секретом: сюжет разворачивается внутри другого сюжета, тот - внутри третьего. Основная линия - рассказ начальника сыскной полиции Ивана Путилина о расследовании убийства писателя Николая Каменского.
Существует несколько версий мотивов преступления, которые и предопределяют развитие событий. Каждая из этих версий подкреплена соответствующими литературными трудами самого Каменского. Например, "психологический мотив" (любовный треугольник, убийство на почве ревности, подозреваемый, как в традиционном психологическом детективе, - из близкого окружения писателя) запечатлен в неоконченном романе убитого, где неверная жена спрашивает своего любовника: "Скажи, ты мог бы убить моего мужа?" "Социально-политический" аспект - связь Каменского с подобием масонской организации, улики - найденное на столе письмо с угрозами от ее членов, а также последний роман писателя "Загадка медного дьявола", в котором описывается эта секта. Еще одна версия - "монгольский след": все окружение жертвы так или иначе связано с изучением монгольского буддизма, в доме присутствует странная атрибутика, рассказ Каменского "Театр теней" посвящен монгольскому князю Намсарай-гуну, принявшему христианство для того, чтобы продать душу дьяволу (у него есть "реальный" прототип среди персонажей).
Каждая линия разработана до мелочей, при этом повествование постоянно прерывается записками некоего Солодовникова. В них действие разворачивается уже в самой Монголии через двадцать лет после описываемых событий, причем периодически на фоне битв между монгольскими "буддистами-революционерами" и китайцами возникают персонажи "основного" сюжета.
Еще одна "реальность" создается уже собственно книгами Каменского. В одной из них, "Загадке медного дьявола", следователь Путилин, переименованный в Путилова, раскрывает существование странной организации сатанистов - "Палладистов Бафомета"...
Из-за всех этих хитросплетений, бесконечных чередований имен, любовных интриг, сатанинской тематики с монгольским революционным буддизмом теряешь нить повествования. Видно, автор в какой-то момент не смог выбраться из лабиринта мотивировок и сам потерял интерес к повествованию, что, между прочим, отразилось и на языке "Князя ветра", который с какого-то момента стал напоминать современную публицистику и штампы передовиц. Порой кажется, что весь этот роман представляет собой нагромождение ради нагромождения, игру с жанрами, разрушение стиля как лабораторный эксперимент, интересный лишь самому писателю.
Но, несмотря на такие препятствия, повествование все же доходит до своего логического конца, убийцу находят, восточный след оказывается роковым, а псевдомасонская организация всего лишь фикцией, рекламным трюком, придуманным издателем Каменского для лучшей продажи той же самой "Загадки медного дьявола". Не являются ли сюжетные изощрения романа "Князь ветра" - вроде модной ныне восточной мистики - точно таким же трюком, но выполненным уже самим Юзефовичем, ради уподобления той продукции, которая находит массовый спрос?