0
12657
Газета Дипкурьер Печатная версия

10.04.2022 18:49:00

Санкционная война Евросоюза и России – игра с нулевой суммой?

Ограничительными мерами остались не охвачены только нефть и газ

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор политических наук.

Тэги: украина, военная спецоперация, санкционная война, ес

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

украина, военная спецоперация, санкционная война, ес Менее чем за два месяца лидеры ЕС согласовали пять пакетов антироссийских рестрикций. Фото Reuters

Европейский союз 7 апреля согласовал новый санкционный пакет против России в связи с ее специальной военной операцией в Украине. Как правило, вводимые ограничения против санкционированной страны призваны продемонстрировать осуждение и неприятие ее действий, остановить их и при возможности вернуть ситуацию к состоянию status quo ante. Если первое осуществить достаточно просто, то со вторым дело обстоит труднее, а третье зачастую практически неосуществимо.

Европейский союз начал вводить санкции против России с 2014 года, после присоединения к РФ Крыма, однако пакеты санкций, принятых в результате военной спецоперации в Украине, кардинально отличаются по структуре и масштабу. С конца февраля этого года ЕС уже ввел пять пакетов санкций. Первый пакет был принят Евросоюзом и его союзниками – США, Канадой, Австралией и Японией – после признания Россией независимости ДНР и ЛНР. Последующие четыре пакета санкций были уже непосредственно связаны с военной спецоперацией России в Украине и призваны, как указывалось Европейской комиссией, «ослабить способность Кремля финансировать войну, заставить российскую политическую элиту нести явные экономические и политические издержки и сузить экономическую базу России». До принятия пятого пакета ограничения ЕС включали персональные санкции, экономические санкции, ограничения на СМИ, дипломатические меры (высылка российских дипломатов из стран ЕС), а также ограничения экономических отношений с территориями Донецкой и Луганской областей, неподконтрольными правительству Украины. Очевидно, что влияние этих мер на Россию не равнозначно.

Персональные и дипломатические ограничения не подорвут «способность Кремля финансировать войну и сузить экономическую базу России», поскольку они носят прежде всего политико-символический характер. Представляется, что санкции, введенные против первых лиц в российском руководстве и особенно против членов их семей, будут иметь крайне негативные последствия для отношений России и ЕС, которые, казалось бы, испортить еще больше уже невозможно. Персональные санкции такого рода продиктованы не здравым смыслом, а эмоциями и, несомненно, вызовут ответные эмоции со стороны Кремля. Это практически исключает деловой политический диалог в период серьезнейшего кризиса, когда особенно нужны интенсивные дипломатические контакты. Как бы ни зашкаливали эмоции, политики не имеют права им поддаваться. Собственно, именно это отличает дальновидного политика, который смотрит на два шага вперед и способен просчитать все риски, от рядового обывателя. По этой же причине вызывает сомнение и целесообразность массовой высылки дипломатов из стран ЕС.

Наиболее весомыми и жесткими являются так называемые калечащие санкции, которые затрагивают финансовую сферу, торговлю, энергетический сектор. Так, Европейский союз блокирует доступ России к рынкам капитала Евросоюза, валютным резервам России, хранящимся в ЕС, исключает ключевые российские банки из системы SWIFT, вводит запрет на инвестиции в проекты, софинансируемые Российским фондом прямых инвестиций, запрещает предоставление России банкнот евро. Санкции ударяют и по доступу России к новейшим технологиям (в дополнение к товарам и технологиям двойного назначения), которые потенциально снизят возможности модернизации страны.

Для государств – членов ЕС наиболее проблемной сферой в контексте санкционной политики является энергетический сектор. Доля российского углеводородного сырья в энергетическом миксе ЕС достигает 45% по импорту газа, 25% по нефти и 20% по поставкам угля. Введение ограничений против России в этой сфере создало бы главный риск для энергетической безопасности Европы – обеспечения бесперебойности поставок энергоносителей, в контексте и без того высоких цен на ископаемое топливо. Впервые пятый пакет санкций, предложенный Европейской комиссией, содержит отказ от импорта угля из России, хотя пока Евросоюз не готов отказаться от импорта российских нефти и газа. Новый пакет санкций ЕС также содержит запрет российским компаниям участвовать в государственных закупках в странах ЕС, ужесточает меры в отношении четырех ключевых российских банков, запрещает российским судам заходить в порты ЕС (за исключением перевозок сельхозпродукции, продуктов питания и энергоносителей). Также ограничения затронут российских и белорусских автоперевозчиков. Кроме того, ЕС вводит запрет на экспорт в Россию квантовых компьютеров и полупроводников, а также на импорт российских древесины, цемента, морепродуктов, спиртного. Представляется, что масштаб уже введенных и вводимых санкций настолько широк, что остались неохваченными только нефть и газ.

Военная спецоперация России в Украине, являющейся транзитным маршрутом для примерно трети поставок российского газа в Европу, заставила Европейский союз радикально переосмыслить прежнюю энергетическую политику. ЕС приступил к разработке стратегии, направленной на ускоренное сокращение зависимости от России через диверсификацию источников импорта энергосырья, расширение импорта сжиженного природного газа и увеличение использования возобновляемых источников энергии.

Задача полного отказа от российских поставок нефти и газа стоит в повестке дня Европейской комиссии, которая исходит из того, что энергетика продолжает оставаться «спасательным кругом для все более изолируемой экономики России». До конца текущего года руководство ЕС планирует отказаться от двух третей российского импорта газа. Цель достаточно амбициозная, если учесть разную степень энергетической зависимости от России в странах ЕС. Так, по мнению руководства ФРГ и Италии, чья зависимость от российского газа достаточно высока, для полного отказа от импорта газа из России и переключения на альтернативные источники потребуется не менее двух лет. В этих целях Германия уже изучает вместе с Норвегией возможность строительства водородного трубопровода, который свяжет два государства и поможет снизить зависимость Европы от российских энергоресурсов. Италия возлагает большие надежды на Алжир и Азербайджан, которые обещают увеличить поставки газа. Сколько бы времени ни ушло на претворение в жизнь европейской политики диверсификации, очевидно, что России уже сегодня нужно готовиться к такому развитию событий.

Руководство России разрабатывает ответные меры против западных ограничений, наносящих ущерб ее экономике. Центральный банк ввел ограничения для иностранных инвесторов. В марте Министерство промышленности и торговли рекомендовало российским производителям удобрений прекратить экспорт в страны, принявшие антироссийские санкции. Вводятся персональные ограничения против европейских политиков и дипломатов. Роскосмос прекратил поставку ракетных двигателей в США. Прекращено сотрудничество с Германией по совместным экспериментам на российском сегменте МКС. Предлагается европейским импортерам российских энергоносителей расплачиваться рублями и т.д. Однако противостоять санкционному давлению Европейского союза и его союзников, входящих в число самых развитых экономик мира, крайне сложно.

Ожидало ли российское руководство таких масштабных санкций? Очевидно, что нет, хотя пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил в интервью британскому телеканалу Sky News, что страна начала готовиться к нынешним санкциям «за год до их объявления». Однако так же, как генералы, по словам Уинстона Черчилля, всегда готовятся к прошлой войне, то и политики чаще всего опираются на прошлый опыт. Российская политическая элита исходила из того, что жесткие экономические санкции повлекут значительные издержки прежде всего для самого ЕС, что будет сдерживать масштаб и глубину санкций. Кроме того, прошлый опыт показал, что «крымские санкции» Евросоюза не привели к таким серьезным ограничениям, как отключение SWIFT, хотя известно, что этот вопрос обсуждался на высшем уровне ЕС. По всей видимости, у современной российской политической элиты, хотя и не отягощенной догмами марксизма-ленинизма, сохраняется устойчивое убеждение, что рыночный подход в мире развитого капитализма всегда одержит верх над политическим подходом.

На сегодняшний день принимаемые ЕС санкции не выполнили поставленной задачи – не остановили спецоперацию России в Украине, они лишь продемонстрировали жесточайшее неприятие ее действий. Вместе с тем они показали, как глубоко Россия была интегрирована в глобальную экономику и как много было сделано за прошедшие десятилетия в сфере международной кооперации.

Россия скорее всего устоит под санкциями, но будет отброшена назад в своем экономическом развитии, а ее модернизация столкнется с огромными трудностями. Европейский союз не поступится принципами, но получит под боком бедную и враждебную страну. Единственным выходом из сегодняшнего тупика является перемирие, а затем полновесный мирный договор для разрешения кризиса в Украине и вокруг нее. 


статьи по теме


Читайте также


Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1053
Политическая борьба в Хакасии продлится до конца февраля

Политическая борьба в Хакасии продлится до конца февраля

Дарья Гармоненко

Глава республики Коновалов наложил вето на амбиции спикера Сокола

0
1214
Байден огласил внешнеполитическое послание Трампу

Байден огласил внешнеполитическое послание Трампу

Геннадий Петров

Уходящий президент призвал преемника не ссориться с союзниками США и не пробовать добиться невозможного

0
1217
Писториус заполнил в Киеве паузу между двумя американскими президентами

Писториус заполнил в Киеве паузу между двумя американскими президентами

Наталья Приходко

Министр обороны Германии обсудил с украинским коллегой обстановку на фронте

0
1260

Другие новости