0
20261
Газета Дипкурьер Печатная версия

27.03.2022 18:07:00

Армения–Турция: шаг вперед, два назад?

Установление добрососедских отношений с Арменией Анкара увязывает с отношениями Еревана и Баку

Ашот Газазян

Об авторе: Ашот Газазян – писатель (Ереван).

Тэги: турция, иран, армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт, обострение

Обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха - все статьи по теме


турция, иран, армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт, обострение Никол Пашинян обсудил ситуацию в Нагорном Карабахе с президентом РФ. Фото Reuters

Последний раз официальный Ереван продемонстрировал неуклонный курс к эпохе мира в регионе, в частности с Турцией, когда в середине марта направил министра иностранных дел Армении на дипломатический форум в Анталии. Там глава армянского внешнеполитического ведомства встречался с турецким коллегой, они много общались, фотографировались, улыбались друг другу и в заключение подтвердили этот курс без предварительных условий. Другими словами, между двумя странами должны быть установлены дипломатические отношения, венцом которых станет открытие армяно-турецкой границы, которую Анкара блокирует с 1993 года из-за нерешенности нагорно-карабахского конфликта.

Казалось бы, скоро грянет мир. Но не все так просто. Большинство армянских аналитиков, ученых, журналистов, а также парламентская оппозиция уверены, что о предварительных условиях речи нет только пока, но они непременно появятся, и тогда Армения встанет перед дилеммой – следует ли устанавливать добрососедские отношения со страной, которая никогда не откажется от требования к Еревану прекратить политику международного признания геноцида армян в Османской Турции, признать существующие границы между двумя странами и отказаться от вопроса Нагорного Карабаха. Но если эти условия еще в режиме ожидания, одно предварительное условие уже выдвинуто – решите все вопросы с Азербайджаном, и все пойдет как по маслу. А Баку между тем теперь категорически не соглашается с самим географическим термином «Нагорный Карабах» и заявляет, что в Азербайджане нет такой территориальной единицы. Ереван, напомню, до сих пор настаивает на определении статуса непризнанной республики в рамках Минской группы ОБСЕ.

На днях в парламенте Армении состоялись общественные слушания, на котором тюрколог Рубен Мелконян буквально заявил, что «так называемая повестка мира – это не что иное, как продолжение капитуляции Армении». Он уверен, что сама повестка мира с Азербайджаном и Турцией «ложная». По оценке ученого, «Азербайджан пойдет на мир с Ереваном не только без Карабаха, но и части Сюника (на юге Армении), с Арменией, неспособной защищать свой суверенитет, сдающей свои дороги, отказывающейся от своей государственной атрибутики. Но это уже будет не государство».

По мнению Мелконяна, власти Армении занимаются самообманом и еще больше обманывают народ, думая о безопасности одного человека больше (имеется в виду премьер-министр страны. – А.Г.), чем о безопасности Сюника (напомню, именно здесь готовятся построить дорогу, которая соединит Азербайджан со своим эксклавом – Нахичеваном. – А.Г.). Выход он видит в том, что «власти, проигравшие войну, должны уйти», а новая власть, на его взгляд, всегда имеет хотя бы теоретическую возможность маневрировать, обсуждать прежние договоренности и не принять часть из них – «в таком случае мы могли бы что-то изменить, и это что-то для нас имеет сегодня жизненно важное значение».

Еще через несколько дней парламент на специальном заседании рассмотрел положение дел в Нагорном Карабахе и вокруг него. Повод был весьма серьезный: с 9 марта обострилась обстановка в ряде сел края, участились их обстрелы, что сделало невозможными сельхозработы. С сопредельной стороны через громкоговорители армян призывают покинуть эти земли, поскольку здесь они находятся незаконно. А потом азербайджанская сторона просто отключила газоснабжение почти 118 тыс. жителей Карабаха. Российские миротворцы уже десять дней не могут убедить военных Азербайджана восстановить подачу газа. МИД Армении назвал эту ситуацию гуманитарным кризисом. Там заявили также, что сложившаяся ситуация «делает неотложной четкую реакцию международного сообщества для предотвращения гуманитарного кризиса, а также немедленный и беспрепятственный доступ международных гуманитарных организаций в Нагорный Карабах».

Омбудсмены Карабаха и Армении обратились с заявлениями во все международные организации с просьбой дать оценку действиям Азербайджана, направленным против мирного населения. Но очевидно, что в Баку решили воспользоваться военным противостоянием России и Украины с тем, чтобы доделать то, чего не успели за 44 дня войны в Карабахе: очистить всю территорию непризнанной республики от ее жителей – армян.

24–25 марта, по сообщению МИД Армении, азербайджанские вооруженные силы нарушили линию соприкосновения Нагорного Карабаха в зоне ответственности российской миротворческой миссии и вторглись в село Парух в Арцахе. Обстреляны вооруженные формирования Нагорного Карабаха в районе населенного пункта Фурух. Минобороны РФ призвало Азербайджан отвести свои войска.

А то специальное заседание парламента, на котором обсуждались проблемы в Карабахе и вокруг него, закончилось возмущенным заявлением оппозиции. Парламентское большинство, представляющее партию «Гражданский договор» Никола Пашиняна, это заявление просто провалило. «Власти не сопротивляются давлению турецко-азербайджанского тандема», – заявила оппозиция. На ее взгляд, «чтобы не потерять свою государственность и родину раз и навсегда, остается только одно: быстро объединяться и решительно бороться, чтобы избавиться от этих властей». Оппозиция считает, что, соглашаясь на односторонние уступки Турции и Азербайджану, власти не приближают мир, а ровно наоборот.

Как сказал «НГ» директор Института востоковедения Академии наук Армении Рубен Сафрастян, именно Турция закрыла свою границу с Арменией и вот уже в течение почти трех десятков лет фактически подвергает ее блокаде. Так что, полагает он, именно она без всяких предварительных условий и требований к Армении должна открыть свою границу.

Между тем это уже четвертая попытка урегулирования отношений, предыдущие срывались из-за предварительных условий турецкой стороны. Академик и сейчас не верит, что обойдется без таких условий: «Если Турция займет более конструктивную позицию и откажется от политики «выкручивания рук», то такое урегулирование возможно, поскольку Армения, конечно, заинтересована в открытии границы. Но пока Турция считает так: Армения не имеет выхода к морю, поэтому она заинтересована в открытой границе с Турцией с тем, чтобы через ее территорию получить коммуникации с Западом, как морские, так и сухопутные; поэтому она должна идти на уступки в вопросах, которые представляют интерес для Турции, например в вопросе геноцида армянского народа или поддержки Арцаха».

По мнению Сафрастяна, как бы там ни было, перспектива разблокирования дорог и коммуникаций в регионе есть. Только необходимо, чтобы азербайджанская сторона соблюдала уже достигнутые в результате посреднических усилий России договоренности и отказалась от логики транспортных коридоров, которая противоречит тем самым соглашениям, под которыми стоит и подпись Азербайджана. Другими словами, если дорога проходит по территории, на ней действуют законы и правила Армении, по крайней мере так должно быть, уверен ученый. Но туркам, очевидно, нужно больше – экстерриториальность, чтобы беспрепятственно снабжать Азербайджан грузами военного назначения. Да и от пантуранских планов Анкара не собирается отказываться, ведь новая дорога свяжет не только Азербайджан со своим эксклавом – Нахичеваном, но и с Турцией и далее – со странами Центральной Азии.

Против коридорной логики через Сюник (Зангезур) выступает, к слову, и Иран, еще один серьезный игрок в регионе. «Если судить по заявлениям официальных лиц, Иран выступает за разблокирование коммуникаций в нашем регионе, – говорит Сафрастян. – Это вполне понятно, ибо разблокирование коммуникаций будет способствовать усилению интеграционных тенденций между Ираном и регионом Южного Кавказа, что согласуется, на мой взгляд, с геостратегическими восприятиями современной иранской элиты, так как будет способствовать сохранению хрупкого баланса между Ираном и Турцией. Вместе с тем именно с этой точки зрения, полагаю, Иран выступает против усиленно продвигаемой Турцией и Азербайджаном логики транспортных коридоров, то есть экстерриториальности транспортных коммуникаций, что приведет на практике к потере возможности сообщаться с Севером и Западом, минуя «тюркский кордон».

Как бы там ни было, сейчас создается впечатление, что Армения просто не хочет раздражать Реджепа Тайипа Эрдогана и Ильхама Алиева, усиленно продвигая повестку мира, по сути, в обмен на мир. Многие в Ереване считают, что такая политика может серьезно ослабить позиции Армении как суверенного государства, способного гарантировать своим гражданам безопасность. 


Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1422
Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Игорь Субботин

Иранцев хотят приучить к перебоям электроснабжения

0
4631
Почему "сделка" Трампа может не подходить Москве и Киеву

Почему "сделка" Трампа может не подходить Москве и Киеву

О столкновении механического и экзистенциального подходов к урегулированию и прекращению конфликта

0
3938
Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
5882

Другие новости