Гейр Педерсен и Сергей Лавров обсудили проблему возвращения сирийских беженцев. Фото со страницы МИД РФ в Flickr
На Ближнем Востоке накопилось как никогда много острых проблем. Хотя появилась надежда на разрешение одной из них – кризиса в Сирии. Как стало известно по итогам визита в Москву 19 ноября спецпредставителя генсека ООН по Сирии Гейра Педерсена, в начале декабря в Женеве пройдет очередная встреча членов редакционной группы сирийского Конституционного комитета.
На Ближнем Востоке все взаимосвязано. Стабилизация в Сирии во многом зависит от процессов, происходящих у ее соседей.
Сирия
Широкомасштабных боевых действий нет, но ситуация сложная. По-прежнему самая болевая точка – Идлиб, где сконцентрировались террористические формирования. Крупнейшая и самая сильная из них «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России). В ее руках львиная доля экономики Идлиба, большая часть контрабандных потоков из Турции и собираемых с населения налогов. В структурах управления ХТШ много иностранцев из Ирака, Иордании, Ливана, стран Персидского залива. Группировка тесно связана с джихадистами из стран СНГ.
В восточном регионе не прекращаются нападения боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Остается напряженной ситуация с безопасностью в южной провинции Дераа, где радикалы расправляются с бывшими оппозиционерами, вернувшимися к мирной жизни, местными политиками, чиновниками и сотрудниками органов безопасности.
Экономическая ситуация в стране тяжелая, в том числе из-за санкций в рамках «Закона Цезаря». Растет стоимость продуктов питания. Так, цена хлеба выросла в два раза. Из-за нехватки муки некоторые пекарни работают по два дня в неделю.
11–12 ноября в Дамаске прошла международная конференция по возвращению беженцев. США и ЕС, использующие проблему беженцев для давления на Дамаск, отказались от участия. Требовали этого же и от других.
Ливан
В стране продолжается политический и экономический кризис. Назначение Саада Харири премьер-министром вряд ли изменит ситуацию. Элита разъединена, экономика деградирует, госдолг превысил 96 млрд долл., что соответствует примерно 165% ВВП, валютные резервы истощаются. Ливанский фунт за год потерял 80% от своей стоимости, что привело к снижению покупательной способности и уровня жизни ливанцев. Безработица достигла 35%. Более половины населения живут за чертой бедности.
Экономическая ситуация осложняется большим количеством сирийских беженцев. Это примерно 1,5 млн человек (самый высокий показатель в мире по соотношению числа беженцев на душу населения).
В стране серьезная ситуация по коронавирусу, особенно в лагерях беженцев и в густонаселенных бедных районах. Ситуацию усугубляет недостаточное финансирование медучреждений.
Ирак
Несмотря на сопротивление политических оппонентов, премьер-министр Мустафа аль-Казыми реформирует федеральную систему управления, сделав упор на сферах обороны и безопасности. Его команда пытается усилить контроль над границами, сбором налогов и получить средства в госбюджет.
В Ираке не исключен парламентский кризис. За отставку спикера парламента Мухаммада аль-Хальбуси выступают депутаты-сунниты и от Демократической партии Курдистана (ДПК). К недовольным партиям постепенно присоединяются проиранские политические движения.
Не видно особого прогресса по выводу американских войск. В ответ шиитские группировки нападают на объекты, связанные с США, в том числе иракские компании, обеспечивающие их безопасность и материально-техническую поддержку.
В Курдистане ведущим политическим партиям – ДПК и «Патриотическому союзу Курдистана» (ПСК) – пока не удалось разрешить взаимные претензии. Из-за разногласий между ними провинции, находящиеся под контролем ПСК, в этом году не получили финансирования на поддержание в нормальном состоянии имеющейся инфраструктуры.
Отмечается рост напряженности между Эрбилем и руководством Рабочей партии Курдистана. Эскалация в отношениях может перерасти в межкурдские вооруженные столкновения.
На севере, в провинциях Анбар, Найнава, Дияла, Салах-эд-Дин, Киркук, действуют ячейки ИГ. Несмотря на антитеррористические мероприятия, активность джихадистов не сокращается. Они используют низкий уровень жизни для набора новых рекрутов. Финансово-экономический кризис обострился еще больше из-за падения цен на нефть, снижения спроса на нее и пандемии коронавируса.
Иордания
Королевство считалось островком относительной стабильности. Однако сейчас угрозы королевству резко возросли из-за сложной экономической ситуации, усугубившейся негативным влиянием пандемии и планами Израиля по аннексии части Западного берега реки Иордан, что может обострить палестинскую проблему.
ВВП Иордании в текущем году сократится на 7%, что будет первым случаем отрицательного роста за последние 30 лет. Пандемия коронавируса еще больше обострила и без того сложную ситуацию с занятостью. К концу 2020 года количество безработных может достичь 35%, став самым высоким показателем за всю историю королевства. Дальнейшее ухудшение жизненных условий может подорвать социальную стабильность в стране.
Тяжелая экономическая ситуация отразилась на внешней политике королевства. Ему приходится лавировать между интересами различных стран. Так, официальная реакция Аммана на соглашение между Израилем и ОАЭ была сдержанной и двусмысленной. Иорданское правительство не осудило, но и не одобрило действия ОАЭ, не собираясь портить отношения с Абу-Даби.
Вместе с тем власти Иордании изначально сделали жесткое официальное заявление: если Израиль начнет реализовывать свой план по аннексии части территории Западного берега, королевство рассмотрит вопрос о приостановлении части мирного договора 1994 года с еврейским государством. Проявление слабости властями могло бы привести к массовым беспорядкам, провоцируемым проживающими в стране палестинцами. В то же время Иордания заинтересована в сохранении сотрудничества в области безопасности и торговли с Израилем, а также реализации газовой сделки.
Йемен
Ситуация в Йемене, несмотря на усилия спецпредставителя генсека ООН Мартина Гриффитса, остается сложной. Основными факторами, влияющими на нее, являются военно-политический кризис, экономический крах, гуманитарная катастрофа.
Война в Йемене продолжается более пяти лет. Ее жертвами стали свыше 100 тыс. человек. В Йемене активно действуют «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (запрещена в России) и ИГ. Это прямое следствие разрушения государства и его защитных механизмов.
Противостояние не остановлено не только из-за конфликта между хуситами из шиитского движения «Ансар Аллах» (контролируют Сану, большую часть севера страны и незначительную часть береговой линии с портом Ходейда) и правительством Йемена (контролирует часть юга страны), поддерживаемого Арабской коалицией во главе с Саудовской Аравией, но и из-за растущих противоречий между недавними союзниками. Речь идет о серьезных трениях между международно признанным президентом Абд Раббу Мансуром Хади и Южным переходным советом (ЮПС), контролирующим часть южных районов Йемена, включая портовые города Аден, Мукаллу и остров Сокотра, поддерживаемых Эр-Риядом и Абу-Даби соответственно.
Если раньше Саудовская Аравия и ОАЭ боролись вместе против хуситов, то сегодня они ведут жесткую конкуренцию за влияние на юге Йемена, ставшую главной причиной невыполнения Эр-Риядского соглашения. Столкновение двух флангов Аравийской коалиции вызывает нарастание протестных движений в городах юга против войны и разрухи.
Темпы обнищания населения как на юге, так и на севере заметно ускорились. С начала военных действий экономика Йемена сократилась на 50%. Национальная валюта (риал) в обращении фактически не участвует из-за обесценивания.
Сегодня в Йемене наблюдается самый серьезный гуманитарный кризис в мире. Проблему усугубляют природные бедствия – нашествие саранчи и наводнения. У ООН нет средств для предотвращения катастрофы. 24 млн человек (80% населения страны) нуждаются в гуманитарной помощи. Около 3 млн детей младше пяти лет голодают. Если положение не изменится, то Йемен может лишиться целого поколения. Глава ООН по оказанию помощи Марк Лоукок заявил, что ООН получила менее половины того, что ей было необходимо в этом году – около 1,5 млрд долл. – на гуманитарные операции в йеменском регионе (в прошлом году она получила 3 млрд долл.). В общей сложности 230 из 333 районов Йемена находятся под угрозой голода.
Йемен, как и другие страны, столкнулся с пандемией коронавируса. Из-за разрухи истинной картины никто не знает. Помимо коронавируса бушуют холера, дифтерия, лихорадки денге и чикунгунья. Системы здравоохранения фактически нет, так как в расколотой стране отсутствует какой-либо полноценный институт государственной власти. Кроме как политико-дипломатического решения йеменского кризиса, другой возможности не существует. Международное сообщество должно сфокусироваться не только на прекращении боевых действий в Йемене, но и на создании «дорожной карты» по выводу страны из катастрофической ситуации во всех сферах.
комментарии(0)