Барак Обама и Ангела Меркель чутко прислушиваются друг к другу, когда речь идет о штрафных мерах в отношении России. Фото Reuters
Напряженность между РФ и странами Запада резко возросла после нарушения договоренностей о перемирии в Сирии, c колоссальным трудом достигнутых министром иностранных дел Сергеем Лавровым и госсекретарем Джоном Керри. Впереди даже замаячили мирные переговоры о будущем устройстве арабской страны. Однако 17 сентября американская авиация нанесла воздушный удар, в результате которого погибли 60 солдат правительственной армии. Хотя в Вашингтоне и признали свою ошибку, эта ситуация была воспринята в Москве как преднамеренное нарушение перемирия, Через два дня был уничтожен гуманитарный конвой ООН под Алеппо. В этом Запад обвинил Москву, а Россия усилила поддержку наступательной операции сирийских сил.
Этот момент, похоже, стал переломным в ситуации вокруг Сирии и в попытках Запада наладить диалог с Москвой. «Российские бомбардировки Алеппо отметают попытки смягчить напряженность», – пишет Wall Street Journal (WSJ). Ведь «текущий кризис начался в момент, когда ЕС собирался по рекомендации Германии и Франции вступить в новую дискуссию о том, как улучшить отношения с Москвой».
США и Франция призвали провести расследование в отношении России по подозрению в совершении военных преступлений в Сирии. Глава МИД Великобритании Борис Джонсон заявил о виновности России в нападении на гумконвой, предупредил, что она может стать страной-изгоем, и призвал противников войны устроить демонстрацию у посольства РФ в Лондоне.
В интервью французскому телевидению президент Владимир Путин назвал эти призывы «политической риторикой». По его словам, за войну в Сирии и подъем радикального ислама несет ответственность именно Запад. Вместе с тем на форуме «Россия зовет!» он выразил озабоченность ухудшением отношений с США, констатировав, что диалога с администрацией президента Барака Обамы «практически нет». Администрация США, по его словам, формулирует, что ей нужно, а потом настаивает на том, чтобы это было исполнено. «Но это не диалог, это диктат какой-то, и так почти по каждому вопросу. Мы-то готовы к диалогу, но диалог – это поиск компромисса», – заявил Путин.
А в воскресенье, уже на Гоа, где проходил саммит Брикс, президент пояснил: «На компромиссы, видимо, идти неохота, хочется диктовать. Такой стиль сложился за последние 15-20 лет у наших партнеров из США. Они никак не могут от этого стиля отойти».
По мнению постпреда РФ при ООН Виталия Чуркина, в настоящее время отношения между Россией и США находятся в худшем с 1973 года, то есть с периода холодной войны, положении. Из-за недружественных действий Вашингтона Путин издал указ о том, что Россия приостанавливает соглашение с США об утилизации плутония, а правительство РФ объявило о прекращении сотрудничества с Америкой в научных исследованиях в ядерной и энергетической сферах. Это не помешало Путину заверить, что РФ будет работать с любым президентом США. Главное, по его мнению, чтобы новый американский лидер также хотел сотрудничать с Россией.
Однако не только российско-американский диалог сегодня дается с огромным трудом. В ЕС после провала перемирия в Сирии, массивных авиаударов по Алеппо и российского вето, наложенного на франко-испанскую резолюцию по Сирии в Совбезе ООН, разгорелись дебаты о том, как взаимодействовать с Россией, «вступившей на тропу войны». По мнению WSJ, эти дебаты напоминают суматоху и отсутствие единой позиции о целесообразности санкций в свете «российской интервенции» в Украине: «Аргументы повторяются: нужно ли любой ценой сохранять диалог с Москвой или же Запад в состоянии пригрозить таким наказанием, что оно остановит твердую поступь Кремля?»
Глава Европейского совета Дональд Туск, председатель Европарламента Мартин Шульц и генсек НАТО Йенс Столтенберг уже высказались за продолжение жесткой политики в отношении России, отметив при этом необходимость сохранить возможность для диалога. Об этом они заявили 10 октября на конференции «Люди в Европе» в немецком Пассау. Туск, в частности, отметил, что действия Москвы после введения санкций ЕС за присоединение Крыма и роль России в конфликте на востоке Украины ничуть не изменились. В связи с этим ограничительные меры должны быть продлены. Иное, отметил Туск, было бы полной капитуляцией. А в минувшую субботу на конференции молодежной организации блока Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз в Падерборне канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что некоторые события в Сирии «очень близки к военным преступлениям». И потому она, как пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) со ссылкой на окружение главы правительства, намерена агитировать страны ЕС за ужесточение санкций в отношении России.
Действительно, на Западе преобладает мнение, что именно введение санкций в августе-сентябре 2014 года остановило Россию в Донбассе и подтолкнуло к подписанию Минска-1. А раз санкции сработали в украинском конфликте, то почему они не сработают в случае конфликта сирийского, по крайней мере не заставят российских военных снизить интенсивность бомбовых ударов?
По данным СМИ, западные чиновники стали прикидывать, как могут выглядеть подобные санкции, хотя официальных указаний о составлении черных списков из Брюсселя и Вашингтона пока не поступало. Financial Times цитирует неназванного высокопоставленного дипломата ЕС, который сказал, что Великобритания, Франция и Германия призывают наложить санкции на 12 физических лиц в России. Пока неясно, идет ли речь исключительно о военных или также о членах президентской администрации. Кроме того, персональные санкции якобы затронут 20 человек в окружении президента Сирии Башара Асада.
Похоже, что на сверхсильные санкции типа запрета российским банкам иметь корсчета в евро и долларах или ограничений на покупку российской нефти и нефтепродуктов, не говоря уже о газе, Запад идти не готов. Одна из причин этого, как считает Джонсон, состоит в том, что многие страны ЕС зависят от поставок газа. Впрочем, по данным FAZ, рассматривается возможность введения ограничений в области самолетостроения и в сферах, связанных с оборонной промышленностью.
WSJ напоминает, что «санкции остаются причудливой мозаикой с разными правовыми базами и продолжительностью». Экономические санкции истекают в январе 2017 года, индивидуальные черные списки – в марте, а штрафные меры в связи с Крымом – в июне. «Лучшим способом для ЕС было бы ввести взаимосвязанный ряд санкций, возобновляемый раз в год, в ответ на российскую агрессию на всей геополитической арене, – предлагает газета. – Простота никогда не входила в число брюссельских добродетелей, но, возможно, высокие ставки заставят европейские умы сосредоточиться».
При этом на Западе убеждены, что сила антироссийских санкций возрастет, если выступать единым фронтом. Обама обещал Меркель продемонстрировать всяческую поддержку и «трансатлантическое единство», если новые ограничения против России будут согласованы европейцами. Правда, могут возникнуть проблемы в самой Германии с партнером по коалиции – Социал-демократической партией, а затем и на европейской плоскости, когда тема антироссийских санкций будет обсуждаться 20–21 октября на саммите ЕС в Брюсселе. Однако, как ожидается, уже сегодня главы МИД стран ЕС на встрече в Люксембурге заявят о том, что ответственные за ситуацию в Алеппо без наказания не останутся.