Джон Керри, Лахдар Брахими и Сергей Лавров – ведущие фигуры в организации Женевы-2. Фото Reuters
22 января в швейцарском городе Монтре открывается международная конференция по Сирии, где затянувшийся почти на три года конфликт унес более 130 тыс. жизней. С момента, когда глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри объявили в Москве о целесообразности созыва нового форума для урегулирования сирийского кризиса – в развитие Женевы-1, состоявшегося в июне 2012 года, – прошло почти девять месяцев. Срок, за который мог появиться на свет чуть недоношенный ребенок.
Неудивительно, что Россия и США как инициаторы конференции, а также ООН прикладывали все это время немало сил, чтобы обеспечить успех своего детища. «Будем делать все, что от нас зависит, чтобы конференция помогла наладить диалог и привела к прекращению бессмысленного кровопролития», – заявил на прошлой неделе президент Владимир Путин.
На то, что Россия сыграла решающую роль в организации Женевы-2, указал в субботу замминистра иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад. По его словам, российской дипломатии «принадлежит основная заслуга в том, что сирийские стороны согласились направиться на эту конференцию».
Напомним, что Россию и Сирию связывают многолетние отношения, подкрепленные такими документами, как Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР 1980 года и Совместная декларация о дальнейшем углублении отношений дружбы и сотрудничества между РФ и САР от 2005-го. Когда в марте 2011 года в Сирии началось противостояние между правительственными войсками и вооруженными отрядами оппозиции, Москва неоднократно выступала за скорейшую нормализацию обстановки в стране на основе общенационального диалога и без иностранного вмешательства.
Сирийская проблема вызвала серьезнейшие разногласия в Совете Безопасности ООН. Россия и Китай стремились к урегулированию конфликта политико-дипломатическими методами и трижды накладывали вето на западные проекты резолюции, предусматривавшие отстранение от власти президента Башара Асада и возлагавшие на него ответственность за кровопролитие. Разумеется, Россия активно участвовала в переговорном процессе с официальными властями САР. В феврале 2012 года Лавров и директор Службы внешней разведки РФ Михаил Фрадков провели в Дамаске встречу с Асадом, который подтвердил готовность к диалогу между властями и оппозицией. Однако Сирийский национальный совет (орган внешней оппозиции, созданный в октябре 2011 года в Стамбуле) отверг российскую инициативу, выдвинув условие – уход с поста президента САР. Заместитель председателя правительства, министр иностранных дел Валид Муаллем четыре раза приезжал в Москву для переговоров с Лавровым, последний раз – в конце минувшей недели.
Прилагая посреднические усилия, Россия неоднократно принимала и делегации сирийской оппозиции. Первые посланцы внутренней оппозиции во главе с председателем Народного фронта за свободу и перемены Кадри Джамилем посетили Москву в октябре 2011-го. Потом Джамиль приезжал в Россию в новом качестве – заместителя председателя правительства по экономическим вопросам. В 2012 году в Москве находилась делегация внутренней оппозиции во главе с лидером Национального координационного комитета (НКК) Хасаном Абдель Азимом, а в 2013-м российскую столицу посетил координатор НКК Хайсам Манаа.
Что касается внешней сирийской оппозиции, то в 2011 году в Москве находилась делегация Сирийского национального совета (СНС) во главе с председателем Бурханом Гальюном, а в 2012-м – во главе с его новым лидером Абдель Бассетом Сидой. В феврале 2013 года в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности Лавров впервые встретился с главой Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) Ахмедом Муаз аль-Хатыбом. Всего неделю назад в Париже Лавров убеждал в необходимости участия в Женеве-2 нынешнего председателя НКCРОС Ахмеда аль-Джарбу.
Главное, что усилиями российской дипломатии была предотвращена угроза военной операции со стороны Вашингтона и его союзников, поводом для которой стали сообщения СМИ об обстреле 21 августа 2013 года пригорода Дамаска снарядами с зарином. Представители оппозиции и властей обвиняли друг друга в применении химического оружия. На совещании постоянных членов СБ ООН по проекту резолюции, открывавшему путь для нанесения ударов по Сирии, Россия и Китай выступили против применения силы.
По итогам переговоров в Москве Лаврова и Муаллема 10 сентября Сирия согласилась поставить под международный контроль свои запасы химоружия в соответствии с планом, предложенным Россией. План предполагал решение проблемы в несколько этапов. Первый – Сирия присоединяется к Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), второй – Дамаск декларирует места хранения и производства ядов, третий – допускает туда инспекторов ОЗХО, четвертый – решает вместе с инспекторами, как и кем химоружие будет утилизировано.
14 сентября в Женеве по итогам встречи Лаврова и Керри была достигнута рамочная договоренность об уничтожении сирийского химоружия. Через десять дней Совбез ООН, собравшийся на экстренное заседание в Нью-Йорке, единогласно проголосовал по резолюции 2118, в муках разработанной Россией и США и требующей от Сирии передать смертоносные запасы под контроль международного сообщества для уничтожения. Голосование состоялось сразу после того, как соответствующее решение было принято ОЗХО на заседании ее Исполнительного совета в Гааге.
В конце прошлого года ОЗХО приняла план по уничтожению химоружия за пределами Сирии. В соответствии с планом Путин поручил Министерству обороны РФ принять участие в обеспечении безопасности процесса уничтожения сирийского военно-химического потенциала. Россия решила перечислить 2 млн долл. в целевой фонд ООН для финансирования операции по ликвидации отравляющих веществ. Кроме того, наша страна передала Сирии технику для обеспечения безопасности вывоза химоружия (50 КамАЗов и 25 бронированных машин «Урал»), а также цистерны для воды, полевые кухни, армейские палатки для обслуживания всего контингента, который будет заниматься транспортировкой и утилизацией.
Задачу по обеспечению безопасности с моря погрузочных работ в порту Латакия, а также конвоированию в сирийских территориальных водах норвежского и датского судов, перевозящих компоненты химоружия, выполняет тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» из состава оперативного соединения ВМФ в Средиземном море. При участии китайского сторожевого корабля российским крейсером уже осуществлено сопровождение датского судна Ark Futura с первой партией компонентов химоружия из Латакии.
В минувшую субботу стало известно, что после длительных проволочек НКСРОС, в отличие от других групп сирийской оппозиции, все же приняла положительное решение об участии в Женеве-2. «Это будет важный шаг от тирании к свободе для сирийского народа», – написал в своем микроблоге аль-Джарба.
Ведущая вооруженную борьбу против Дамаска Свободная сирийская армия (ССА) не замедлила призвать НКСРОС добиться на Женеве-2 ухода Башара Асада. «Просим братьев, которые поедут на женевские переговоры, следовать идеям революции – Башар Асад и его приспешники должны уйти, и необходимо сделать так, чтобы он никогда больше не правил Сирией», – заявил представитель ССА.
Делегацию официального Дамаска на переговорах возглавит Муаллем. Кроме того, своих представителей на конференцию пришлют 30 стран, список которых был согласован на трехсторонней встрече Россия–США–ООН в конце декабря в Женеве. Это пять государств – постоянных членов ООН (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция), а также Алжир, Бразилия, Германия, Дания, Египет, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Испания, Италия, Канада, Катар, Кувейт, Ливан, Марокко, Норвегия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Турция, Швеция, Швейцария, ЮАР и Япония. Кроме того, на форуме будут представлены три организации – Евросоюз, Лига арабских государств (ЛАГ) и Организация исламского сотрудничества.
Состав весьма представительный, особенно если сравнить с Женевой-1, в которой участвовали всего девять стран – постоянные члены Совбеза ООН, Ирак, Катар, Кувейт и Турция. Впрочем, среди участников первого и второго форумов не фигурирует Иран, хотя в поддержку его кандидатуры выступают Россия и ООН. США же выдвинули Ирану ряд условий, главное из которых – поставить свою визу под Женевским коммюнике 2012 года. На что министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что отправится в Швейцарию только в случае получения приглашения без каких бы то ни было предварительных условий. «Мы не принимаем, исходя из чувства достоинства и чести нашей страны, никаких предварительных условий по участию в Женеве-2», – подтвердил свою позицию Зариф на пресс-конференции в Москве в минувший четверг.
Тогда же Лавров разъяснил «НГ», как будет строиться работа конференции. Она откроется 22 января в Монтре в присутствии приглашенных государств на уровне министров иностранных дел. Пройдут дебаты, в которых выступят сирийские стороны конфликта. Откроет их генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. «Все участники конференции, кому небезразлична судьба сирийского народа, обозначат свои подходы, – сказал Лавров. – После этого конференция начнет работать непосредственно по вопросам реализации Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года для достижения общего согласия. Эта работа будет проходить в рамках прямых переговоров между сирийскими сторонами».
Эти переговоры начнутся 24 января уже в Женеве. По словам Лаврова, никто не знает, сколько потребуется времени на достижение мира в Сирии. Сейчас согласовываются временные параметры первого раунда, но уже ясно, что их будет больше одного. То есть 22 января «Женева-2 не закончится, а только начнется». После запуска прямых переговоров между сирийскими сторонами при посредничестве спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии Лахдара Брахими все внешние игроки должны будут содействовать тому, чтобы стимулировать сирийцев к поиску обоюдного согласия.