Подписание соглашения между США и Афганистаном о стратегическом партнерстве – козырная карта Барака Обамы на выборах.
Фото Reuters
На саммите НАТО в Чикаго (20–21 мая) был объявлен порядок вывода из Афганистана Международных сил по обеспечению безопасности (ISAF). В 2013 году они прекратят ведение боевых операций и возьмут на себя функции «обучения и помощи» афганской армии. К концу 2014 года они, как это и ранее было решено, будут выведены из страны.
Ссылка на ранее принятое решение дала повод генсеку НАТО Андерсу Фогу Расмуссену назвать чикагскую встречу «саммитом обязательств», но фактически же произошел их пересмотр.
На деле выход из войны был ускорен самим решением прекратить боевые действия по инициативе ISAF. Его принял и затем объявил в Чикаго президент США Барак Обама.
Война в Афганистане – американская война: ее начали США в ответ на теракты 11 сентября 2001 года, которые были спланированы с афганской территории. Мандат ООН, полученный позднее, в 2003 году, позволил лишь расширить участие в ней других стран, оставив за США ведущую роль.
Хотя она и относится к разряду вооруженных конфликтов «малой интенсивности», война стала самой затяжной в истории США. И весьма затратной. В пик действий в этой стране в пересчете на одного американского солдата, включая экономическую помощь, расходовалось в среднем около миллиона долларов в год. Это главная причина усилившегося недовольства населения США этим конфликтом.
Незадолго до Чикагского саммита, 2 мая, Обама и президент Афганистана Хамид Карзай подписали соглашение о стратегическом партнерстве между обеими странами, содержащее обещание американской поддержки Афганистану на протяжении 10 лет после вывода войск. Правда, без гарантии конкретных объемов помощи, на чем поначалу настаивали афганцы.
Так же как и ликвидация ровно год назад Усамы бен Ладена, решение о выходе из Афганистана – козырная карта Обамы в борьбе за переизбрание.
Согласно New York Times, Обама еще в первый год своего пребывания в Белом доме пришел к выводу, что война в Афганистане «не может быть выиграна в обычном понимании». Для него более серьезную проблему представляет обладающий ядерным оружием Пакистан. Получается, что три года ушли на подготовку «ответственного», как подчеркивает президент, выхода из войны.
В целом война проиграна. Не только в военном, но и в политическом и экономическом измерениях.
Неудачной оказалась ставка на Хамила Карзая как лидера нового режима в Кабуле. В 2001 году столицу страны освободили при поддержке авиации и спецназа США силы Северного альянса, в основном состоявшие из узбеков и таджиков. Однако Вашингтон предпочел президента-пуштуна, представляющего самый крупный этнос. Но у него ничего не получилось.
Повальная коррупция в афганском госаппарате – общепризнанный факт. Но коррумпированными оказались и программы помощи Афганистану. Они имели показной характер, были неэффективны, мало средств доходило и до цели, расходясь между подрядчиками. Иностранные фирмы тратили огромные деньги на содержание охранных служб и откупались от местных вооруженных банд, в том числе талибов.
Не проведено восстановление важнейших предприятий и объектов инфраструктуры, построенных еще при содействии СССР, – зерновых элеваторов, электростанций, цементных заводов, дорог. Предложения на этот счет со стороны России были проигнорированы.
Хамид Карзай, похоже, уже смирился со своей участью – после 2014 года для него не будет места в руководстве страны. В Чикаго он и Обама уделили время разговору о том, что по закону они не могут избираться президентами более чем на два срока. В 2014 году в стране пройдут выборы, и Карзай уже объявил, что не будет больше претендовать на переизбрание.
Но каково будущее страны? На этот счет можно строить лишь предположения на базе того, что мы видим в настоящее время.
Кабульский режим поэтапно принимает на себя ответственность за безопасность в конкретных провинциях страны. В афганской армии и полиции – 350 тыс. человек. Эти силы предстоит сократить до 230 тыс. У афганской армии практически нет авиации, и она недостаточно оснащена. У талибов, по оценкам экспертов, на постоянной основе примерно 35 тыс. боевиков, однако избранная ими тактика военных действий позволяет им держать инициативу в своих руках.
По словам спецпредставителя президента РФ по Афганистану Замира Кабулова, сославшегося на мнения экспертов, ситуация в провинциях, перешедших под контроль афганской армии, ухудшилась. Части ISAF благодаря авиационной поддержке сравнительно быстро «купировали» акции талибов, а афганской армии это делать гораздо сложнее.
На пресс-брифинге в РИА Новости по итогам саммита НАТО Кабулов высказал мнение, что афганской армии будет трудно обеспечить безопасность в стране и она будет нуждаться в помощи.
В Чикаго в период саммита НАТО состоялся еще один саммит с участием стран, участвующих в ISAF. Он был посвящен обсуждению вопросов помощи Афганистану. Афганцы оценили свои потребности в средствах на содержание армии и обеспечение ее действий в 4,1 млрд. долл. в год. Причем сами они могут выделить в госбюджете лишь 500 млн. долл. Американцы обещают немногим более половины требуемого. Остальное надо изыскать у других стран. Цифры, названные Вашингтоном, касаются лишь 2015–2017 годов. Дальше не позволяет заглянуть бюджетный процесс.
Просили даже поучаствовать Россию, хотя бы символической суммой в 10 млн. долл. Однако Москва в принципе предпочитает действовать напрямую на двусторонней основе, а не через фонды, в контроле за которыми она не участвует. В предшествовавшие годы Афганистану передавалась такая помощь – в основном стрелковое оружие и транспортные средства.
В каком направлении может пойти дальнейшее развитие событий после 2014 года? Замир Кабулов, до этого являвшийся послом РФ в Афганистане, считает, что события могут пойти по худшему сценарию. Он состоит в том, что талибы активизируют военные действия и в конечном счете дело обернется возобновлением гражданской войны на межэтнической основе.
Может произойти и так, что талибы попытаются прибегнуть к проникновению в страны Центральной Азии. В таком случае для противодействия внешней угрозе может быть задействована Организация Договора по коллективной безопасности (ОДКБ).
Похоже, что, решая вопрос выхода из войны, нынешняя администрация США воспользовалась схемой, по которой действовали президент США Ричард Никсон и его госсекретарь Генри Киссинджер в 70-е годы. Подписав тогда Парижские соглашения с СРВ, они обеспечили «приличный интервал» для американского ухода из Вьетнама. Позднее, уже после вывода войск США, война возобновилась, и Вьетнам в конечном счете стал единой страной.
Ныне Вашингтон пока имеет лишь соглашение с Кабулом. Переговоры с противником – талибами – ведутся, но пока нет ясности в том, к чему они приведут. Более того, надо иметь в виду, что в данной ситуации речь идет не о силах, объединяющих страну, а, наоборот, о движении, которое использует террористические методы борьбы и уже превратило свою страну в наиболее опасный очаг наркотрафика в мире.