Митт Ромни и Барак Обама имеют примерно равные рейтинги популярности среди американских избирателей.
Фото Reuters
Президентские выборы во Франции, парламентские в Греции, а до этого в Испании, официально начавшаяся президентская предвыборная кампания в США прошли или проходят под знаком приоритета экономики над политикой.
Европа тасует колоду лидеров
Николя Саркози стал 11-м по счету европейским лидером, утратившим свой пост со времени начала еврокризиса. Очевидна связь провала наиболее активного французского президента последних десятилетий с трудностями в жизни населения страны. Саркози не помогли ни поддержка со стороны других лидеров стран ЕС, ни затеянная по его инициативе операция НАТО в Ливии, ни игра на антииммигрантских чувствах французов. Акция в Ливии даже обернулась обвинениями Саркози в СМИ в том, что он стал в 2007 году президентом при финансовой поддержке со стороны ливийского диктатора, то есть нарушил закон своей страны и затем совершил акт вероломства по отношению к иностранному «спонсору».
Отказались поддержать Саркози во втором туре выборов лидер Национального фронта Марин Ле Пен и центрист Франсуа Байру. Французская политэлита решила поступиться главной фигурой на политической шахматной доске. И все же решающую роль сыграло то, что французы стали при Саркози жить хуже.
Очередной жертвой еврокризиса стал премьер-министр Греции Георгиос Пападимос. Парламентские выборы, прошедшие 6 мая в этой стране, лишили мандата коалицию Новой демократии и ПАСОК, и пока неясно, кто в конечном счете сформирует новое правительство. В Афинах уже обсуждают возможность проведения новых парламентских выборов.
Четкой политической тенденции в этих переменах не прослеживается. Лишаются власти те, кто ее имел. В Испании на смену социалистам пришли консерваторы из Народной партии, во Франции, наоборот, победил кандидат-социалист.
Как четкий тренд прорисовалось усиление крайних флангов – как левых, так и правых, особенно националистических сил. И еще одна очевидная тенденция: в странах Евросоюза теряет поддержку курс на жесткую бюджетную дисциплину, зафиксированный в Брюссельском договоре. Все громче голоса в пользу принятия срочных мер по стимулированию экономического роста и борьбы с безработицей, в том числе ценой отказа от установленных потолков бюджетного дефицита. Перспектива ратификации Брюссельского договора оказалась под вопросом.
США: главная тема – экономика
Президент США Барак Обама начал официальную предвыборную кампанию с выступлений 5 мая в штатах Огайо и Вирджиния. В них он выдвинул свой главный предвыборный лозунг – призыв «Вперед!» и подверг критике социально-экономические взгляды Митта Ромни, к данному моменту гарантировавшего себе право стать кандидатом Республиканской партии на пост президента страны. Таким образом, экономическая тема стала основной в предвыборной борьбе.
В действительности, судя по высказываниям Обамы и его окружения, президент предпочел бы прежде всего вести полемику с соперником-республиканцем по проблемам внешней и военной политики. Это выгодно Обаме в силу того, что он сможет предъявить избирателям конкретные результаты своей деятельности именно в этих областях. Это прежде всего прекращение войны в Ираке и сворачивание операции в Афганистане. При Обаме США перешли от высокозатратных форм внешнего вмешательства к «малобюджетным» действиям с упором на спецназ и разведку и использование ресурсов союзников. Заключение договора СНВ с Россией – очевидное достижение.
Что касается Ромни, то он выступал против подписания этого договора, даже несмотря на его одобрение влиятельными кругами Республиканской партии. Ромни за всемерное наращивание ПРО. Его взгляды в области внешней политики основаны на принципе конфронтации с важнейшими соперниками. По представлениям Ромни, в мире идет борьба за лидерство между четырьмя силами: США, Китай, Россия и «джихадизм», включающий террористов и Иран. Экс-губернатор пугает публику российской военной мощью, крепнущей благодаря доходам от экспорта энергоресурсов.
После того как Ромни назвал Россию «главным геополитическим врагом Америки», пресс-служба Белого дома отметила, что республиканский политик «забыл, что холодная война закончилась двадцать лет назад».
Стратеги избирательной кампании Обамы создали своего рода «группу поддержки» президента по вопросам внешней и оборонной политики. С критическими оценками воззрений Ромни должны выступать записной полемист вице-президент Джозеф Байден и видные эксперты Демократической партии, включая экс-госсекретаря Мадлен Олбрайт. Самому Обаме предстоит до максимума использовать свое участие в международных мероприятиях. В их числе предстоящие во второй половине мая саммиты «большой восьмерки» и НАТО в США и сентябрьский саммит АТЭС во Владивостоке.
Но выбор оружия для политической дуэли произвел Митт Ромни. Выступая после решающей победы на первичных выборах в штатах Пенсильвания, Нью-Йорк и Лонг-Айленд, он объявил, что главной темой противостояния с Обамой будет экономика. Обаме пришлось принять вызов.
Стратегия борьбы за Белый дом
Ромни умудрился предельно сжато представить свою платформу по экономическим вопросам: «Надо взглянуть на то, что сделал Обама, и сделать наоборот». Это как бы шутливое замечание раскрывает основное направление стратегии экс-губернатора Массачусетса. Он намерен не столько состязаться с Обамой по части выдвижения рецептов экономической политики, сколько старательно возлагать на оппонента вину за трудности в жизни американцев. А они все еще значительны. Безработица держится на уровне выше 8%, экономический рост, составлявший в третьем квартале прошлого года 3% в годовом исчислении, снизился до 2,2%. Лихорадит банковский сектор, которому оказала большую помощь нынешняя администрация. А это дает повод для суждений о неэффективности антикризисной программы Белого дома.
«Американцы голосуют кошельком» – эту сентенцию в нынешний век политкорректности не упоминают, но все помнят. Она подтверждается многократным опытом: не удается переизбраться президенту, при котором экономическое положение страны ухудшилось. Сравнительно свежим примером является неудача Джорджа Буша-старшего на выборах 1992 года. Экономический негатив тогда перевесил успехи Буша на международной арене, в том числе победу над Саддамом Хусейном в ходе операции «Буря в пустыне».
Получается, что Ромни собирается набирать очки, возлагая на Обаму вину за все экономические проблемы страны. И это может принести определенный эффект.
Газета Washington Post сообщила из Бостона, где находится предвыборный штаб Ромни, что его стратеги «сохраняют оптимизм» по поводу шансов на его победу в ноябре. Они считают, что экс-губернатор сможет набрать нужные 270 голосов выборщиков, если сможет вернуть традиционно республиканские штаты Индиана, Северная Каролина и Вирджиния, привлечь на свою сторону «штаты-маятники» Огайо и Флорида и добиться успеха в Айове и Нью-Гэмпшире. Именно в этих штатах будет проходить наиболее острая в борьба.
Вносит коррективы в свои планы и Обама. Не случайно президент открыл свою предвыборную кампанию в штатах Огайо и Вирджиния. И стал делать упор в выступлениях на социальные аспекты своей платформы, в частности необходимость более высокого налогообложения наиболее зажиточных слоев общества и поддержку среднего класса, работающих семей. Показательно, что именно сейчас Обама объявил, что он лично не против легализации однополых браков, хотя считает, что решения по этому вопросу следует принимать на уровне штатов. Получается, что избирательная кампания нынешнего года будет весьма насыщена полемикой по острым социальным темам.
Как отмечают опросные службы, в последние недели рейтинги Обамы и Ромни среди избирателей постепенно сближались. Ныне, по данным Gallup Organization, они сошлись – каждого поддерживает по 46% респондентов. Дальнейшее будет зависеть от хода предвыборной борьбы и, очевидно, от состояния экономики.