0
4215
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.07.2008 00:00:00

Цхинвали окапывается

Тэги: грузия, осетия, конфликт, баранкевич


грузия, осетия, конфликт, баранкевич Миротворцам в зоне грузино-осетинского конфликта работы всегда хватает.
Фото Юрия Тутова

В последнее время сообщения из Южной Осетии напоминали фронтовые сводки. А ситуация – лето 2004 года, когда грузинские формирования попытались захватить Цхинвали, столицу непризнанной республики, но были вынуждены отступить с большими потерями. Секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич рассказал «НГ», насколько вероятна новая война в зоне грузино-осетинского конфликта.

– Анатолий Константинович, как бы вы могли охарактеризовать ситуацию в республике?

– Обстановка у нас постоянно стабильно-напряженная. Время от времени она обостряется из-за действий Грузии. Последние события – захват Сарабукской высоты, неоднократные взрывы, теракты, обстрел города из тяжелых минометов и гранатометов. Мы пока держимся, не отвечаем на провокации. Даже ОБСЕ признала, что в первую очередь именно Грузия нарушает достигнутые договоренности. Мы же хотим показать всему миру, что Южная Осетия не хочет войны..

– Сейчас все напоминает лето 2004 года: тогда попытке штурма города тоже предшествовали серьезные ночные обстрелы. Военные говорили, что это своего рода «пристрелка», подготовка к атаке. Сейчас тоже надо ожидать чего-то серьезного? Как вы думаете, будет ли новая попытка захватить Цхинвали?

– Если внимательно присмотреться к тактике грузинской стороны, то очевидно, что это попытка занять господствующие стратегические высоты, посадить туда под любыми предлогами своих так называемых миротворцев. Тем самым Тбилиси пытается достичь контроля над городом и его окрестностями. То есть грузины создают исходный плацдарм для броска на столицу Южной Осетии. У них постоянно – через каждые 2–3 месяца – меняются миротворцы. Хотя ротация их должна проходить не чаще, чем раз в полгода. То есть идет обкатка всего личного состава грузинских вооруженных сил, чтобы военнослужащие ознакомились с театром будущих военных действий. Можно сказать, что эта ползучая агрессия является подготовкой к решительным действиям. Россия пока сдерживает это. Недавний пролет самолетов буквально предотвратил войну.

– Вы считаете, что эта мера была оправданна?

– Грузины захватили господствующую высоту Сарабук. Убрали с постов своих наблюдателей. Шла подготовка к тому, чтобы войти в город. В Гори комплектовались колонны с тяжелой техникой. Агрессию остановили только российские самолеты.

– Как же получилось, что вы отдали Сарабук – стратегическую высоту?

– Раньше на Сарабуке стояли российские миротворцы. Полгода назад они покинули эту высоту в связи с тем, что обстановка вроде бы нормализовалась. Мы не стали занимать высоту, чтобы нас не обвинили в нарушении договоренностей и не сказали, что мы агрессоры. Однако грузины внезапно туда полезли. Мы не ожидали ничего подобного. Осетинская сторона была готова открыть огонь, но не стала этого делать, потому что пролилось бы много крови. Мы надеялись на миротворцев. Они свою миссию выполнили, предотвратили дальнейшую эскалацию. Сейчас проблема этой высоты решается. Разговор идет о том, чтобы там стоял совместный пост российских и грузинских миротворцев.

– В последнее время в Южной Осетии можно услышать критику миротворцев: их упрекают за нерешительность, за то, что они позволили грузинской стороне выставлять незаконные посты, рыть блиндажи┘

– Миротворцы делают все, что в их силах. Вы знаете, что они представлены российским, грузинским и североосетинским батальонами. Грузинская часть миротворцев полностью вышла из подчинения общему командованию. Кстати, на торжественном митинге по поводу 16-летия ввода миротворцев не было ни одного грузинского представителя. Мы видим, что Грузия пытается разрушить существующий формат миротворческой операции и спровоцировать действия с нашей стороны с тем, чтобы потом сказать: миротворческие силы никуда не годятся, надо их менять. Российские миротворцы неоднократно сдерживали конфликт, который уже готов был разразиться с минуты на минуту. А то, что грузинская сторона действует нагло, прикрываясь своими миротворцами, – не могут же российские миротворцы начинать боевые действия против них! Но всякому терпению приходит конец.

– Говорят, что во время последнего кризиса 8 июля, когда чуть было не началась война, командующий миротворческими силами Марат Кулахметов лишился связи – ее ему отключила Грузия┘

– У грузинской стороны действительно есть средства радиоэлектронной борьбы, которые им поставляют западные партнеры. И они имеют возможность подавлять некоторые частоты и на какое-то время препятствовать общению по рациям, мобильным телефонам. Не знаю, как у миротворцев, но наши линии связи в тот день они пытались подавить.

– Что вы можете сказать по поводу последних многочисленных терактов с человеческими жертвами в Южной Осетии?

– По имеющимся у нас данным, все теракты были спланированы грузинской стороной. Я бы назвал это государственным бандитизмом. Передаются с грузинской стороны заминированные телевизоры, покрышки со взрывными устройствами... По части терактов уже установлены исполнители и заказчики. Думаю, месяца через два следствие будет закончено, и мы объявим всему миру о результатах. Есть исполнители, которые находятся под стражей, они дают показания. Есть задержанные и по последнему теракту, когда погиб начальник милиции. Но пока идет следствие, я не хочу сообщать детали.

– А кто организовал покушение на Дмитрия Санакоева?

– Это чистой воды инсценировка. Это сделала сама грузинская сторона, чтобы оправдать захват высоты Сарабук. Мы никакого отношения к этому не имеем. Мы не бандитское государство, чтобы так решать свои проблемы. Посмотрите: за все время не было ни одного теракта на территории Грузии. А сколько уже произошло взрывов и в Абхазии, у нас┘ Это один и тот же почерк, одни и те же заказчики. Цель – посеять панику среди населения, поколебать нашу решимость.

– У Южной Осетии хватит сил для сопротивления в случае начала войны?

– В 2004 году не мы встали на колени, а грузинские подразделения. Хотя тогда мы были в несколько раз слабее, чем сейчас. Мы готовы встретить агрессию, но мы войны не хотим.

– Добровольцы к вам уже приехали?

– Здесь их пока нет. Люди неоднократно обращались, предлагали свою помощь, но мы им отвечаем, что справляемся сами. Если же начнется со стороны Грузии агрессия против нас или Абхазии, то народы Кавказа, казачество дремать не будут, все придут к нам на помощь.

– Успеют ли они до вас добраться в случае молниеносного блицкрига, на который рассчитывает Тбилиси?

– Никакой блицкриг здесь невозможен в принципе: горы, пересеченная местность, а в городе начнутся уличные бои. Вспомните Чечню.

– А сколько добровольцев может прибыть?

– Достаточно, чтобы Грузия обломала зубы.

– Учения «Кавказ-2008», которые идут сейчас в Южном федеральном округе, имеют какое-то отношение к ситуации в Южной Осетии?

– Учения связаны с общей обстановкой на Кавказе. Мы прекрасно знаем, что Грузия финансировала чеченские бандформирования, на ее территории до сих пор находятся боевики. Она является одним из спонсоров и вдохновителей необъявленной войны против России на Кавказе. Поэтому можно ожидать всевозможных провокаций со стороны Тбилиси. С грузинской территории могут выходить какие-то банды боевиков, чтобы дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе. Поэтому отрабатываются мероприятия по ликвидации таких бандформирований.

– В 2004-м, когда обострилась ситуация у вас, случился Беслан. Надо ли сейчас ожидать столь же масштабных событий в российском тылу, на Северном Кавказе?

– Думаю, надо быть готовыми ко всему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2004
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1278
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
948
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1250

Другие новости