0
1487
Газета Дипкурьер Интернет-версия

27.11.2006 00:00:00

Когда безъядерный статус зависит от обстоятельств

Константин Саркисов

Об авторе: Константин Оганесович Саркисов - профессор Университета Яманаси Гакуин.

Тэги: япония, ядерное оружие, кндр


япония, ядерное оружие, кндр Премьер-министр Синдзо Абэ заявил, что прекращает дискуссии в своем правительстве по поводу ядерного оружия. Фото Reuters

═А в американской столице, которую уже давно трясет от колебаний почвы в Междуречье, поначалу решили, что это очередной блеф, но потом все же вздрогнули. Что же касается Токио, то здесь зашатался даже фундамент, на котором все послевоенные годы покоилась японская политика.

Речь идет о безъядерном статусе. Это послевоенный выбор страны и народа, пока единственной жертвы ядерных бомбардировок. Была сильная ядерная аллергия, да и не было нужды в таком оружии – оно было у американцев, которые так и остались в Японии. Франция и Англия не в счет, поэтому теоретически угрозой был только Советский Союз, да и то только в случае глобального конфликта.

Принцип отказа от ядерного оружия зашатался в первый раз после ядерного испытания китайцами в пустыне Такла-Макан в 1964 году. Тогда японские политики дали понять, что их безъядерный статус – не «священная корова». Но их удалось уломать, мол, Китай слабый, по-настоящему оружием воспользоваться не сможет. Кроме того, стали явными противоречия Пекина и Москвы, и ядерное оружие можно было воспринять как сигнал скорее в сторону советской столицы. В отношении же «мирного атома» особых ограничений не было, и все постепенно успокоилось. Второй шок – ядерное оружие, появившееся у Индии и Пакистана в 1998 году. Но и это не вызвало никакой агонии, так как было далеко и локально. Нынешние испытания в Северной Корее совсем другое – под носом грозное оружие в руках у режима, намерения и действия которого трудно угадать и проконтролировать.

Безъядерный статус Японии действительно не «священная корова», и если продолжить метафорический ряд из области зоологии, то он покоится на «трех китах» – американские гарантии, нераспространение ядерного оружия, его сокращение и полная ликвидация. Северные корейцы заставили серьезно призадуматься над тем, как эти условия выполняются.

В отношении гарантий американцы не заставили себя ждать. В Центре по управлению кризисными ситуациями в подвальном этаже Канцелярии премьер-министра Японии, утром 9-го собрались все, кто отвечает за вопросы обороны и стратегии, кроме самого премьера, который в этот момент находился в пути из Пекина в Сеул. Спустя считанные часы в Центре появился американский посол Томас Шифер. Он первым делом заявил, что США гарантируют безопасность Японии «по полной программе». Чуть позднее об этом же на весь мир заявила госсекретарь США Кондолиза Райс. Трудно сказать, что это по-настоящему успокоило – страсти продолжались. Не в данном случае, а в принципе в Японии нет полной уверенности, что США готовы «голову положить» за нее. Пхеньян – мелкий игрок в крупной игре. А если речь зайдет о более крупных игроках и ставках?

Что касается нераспространения, то ядерное оружие уже расползается, и северные корейцы далеко не первые. И практически безнадежная ситуация с третьим условием – сокращением и ликвидацией ядерного оружия теми, кто ими обладает. Они сохраняют его и даже совершенствуют.

Учитывая шаткость перечисленных условий, можно считать, что ядерное оружие на севере Кореи было редким шансом для Японии покончить с безъядерным статусом и войти в лоно «нормальных» государств. Как видно, это пока не происходит, хотя некоторые из ответственных лиц в руководстве, включая министра иностранных дел Таро Асо, заявили, что, мол, стоило бы подумать о возможном обладании или размещении на территории Японии ядерного оружия. Но скорее всего эти выступления были срежиссированы, чтобы дать понять в первую очередь Пекину и тому же Вашингтону, что безъядерный статус зависит от обстоятельств, которые, в свою очередь, зависят в основном от них – союзника и потенциального противника. И вообще, весь этот корейский сюжет имеет разные подтексты, и главный из них – японо-китайские противоречия, которые удалось уладить как раз за день до испытаний.

Конец дебатам положил премьер-министр Синдзо Абэ, который 20 ноября заявил в Ханое, что Япония остается безъядерной, и он прекращает дискуссии на этот счет в своем правительстве. Но одновременно прозвучали и его условия – безусловный успех на переговорах с Северной Кореей о ее полном отказе от ядерного оружия и последовательное движение ко всеобщему ядерному разоружению. Первое требование вполне серьезно, второе скорее риторическое.

Строго говоря, мирный статус дал Японии слишком много, чтобы она легко им пожертвовала. Мир был основой ее феноменального развития после войны, он – условие нынешнего благополучия и залог выживания в будущем, которое для страны не обещает быть легким. Сокращается население, быстро развивается процесс его старения. Экономическая завязка на внешние рынки огромная – уже более половины всех своих доходов японские компании, зарегистрированные на Токийской фондовой бирже, то есть костяк экономики, получают за рубежом – 50,6% по последним данным. Причем доля в этих доходах стран района нынешнего конфликта – Восточной Азии колеблется от 10 до 30%. Процесс этот будет продолжаться с учетом сокращения внутреннего рынка из-за упомянутых факторов.

В случае радикального пересмотра всей оборонной стратегии, перехода на полное «самообслуживание» без американского зонтика и баз, даже без учета расходов на ядерное оружие, в год придется тратить около 30 трлн. иен, или 250 млрд. долларов. Таких денег нет. Бюджет чудовищно дефицитный, сокращаются социальные программы, пенсии.

Именно поэтому Токио делает все, чтобы не доводить до такого состояния, когда ядерное вооружение станет вынужденной мерой. Для этого есть два пути. Повысить уровень собственной защиты от возможной ракетно-ядерной атаки, второе – «дожать» Пхеньян. Форсируется создание вокруг Японии и столицы «ядерного щита» на базе новых усовершенствованных систем противоракетной обороны «Патриот» РАС-3. С февраля следующего года начнет действовать правительственный Совет по вопросам национальной безопасности во главе с премьер-министром. Его задача – сбор информации и подготовка директив по вопросам национальной безопасности. В парламенте законопроект о реформировании Управления обороны в Министерство обороны.

Что касается того, чтобы «дожать» Пхеньян, то Япония свою часть сделала – полностью прекращены какие-либо связи. Теперь все зависит от Пекина, Москвы и Сеула, которые неохотно идут на полную изоляцию Пхеньяна. Кроме того, американцы согласились на двусторонние переговоры в формате «шестерки». Это, собственно, и самое главное. Если поражение Буша на выборах сделает его более сговорчивым, то это больше чем половина успеха. Но покидающий на днях пост посла в Японии Александр Лосюков, которому скорее всего придется в новом качестве возглавить российскую делегацию на переговорах «шестерки» предупредил японцев, что не следует настраивать себя на оптимистический лад – предстоит тяжелая работа.

Токио


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2016
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1289
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
953
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1258

Другие новости