Приближающуюся очередную годовщину революции роз (это будет 23 ноября) Грузия, очевидно, отметит не столь восторженно, как год назад. Сомнений в том, что по всему городу опять будут сооружены сцены для песен и танцев, состоятся всяческие помпезные праздничные мероприятия и все завершится огнем-грохотом фейерверков, почти нет. Так же как и в том, что народу на праздник соберется немало. Вопрос в другом: что на сей раз президент Михаил Саакашвили скажет людям, два года назад сильно поспособствовавшим ему в приходе к власти.
Конечно, властям все-таки есть чем гордиться. Главные достижения – возвращение контроля над Аджарией, почти отошедшей было при Аслане Абашидзе от остальной Грузии, нокаут коррупции, благодаря чему увеличился бюджет, стала возможной не только своевременная выплата зарплат и пенсий, но и некоторое их увеличение, укрепление армии и силовых структур, наведение порядка в таможенной, налоговой сферах, реформы в области здравоохранения, образования. Но обо всем этом уже говорилось в прошлую годовщину революции роз.
Сейчас объективность несколько иная. Наладив и повысив выплаты, власти не сумели сдержать тотальный рост цен, и уровень жизни большей части населения в лучшем случае остался на прежнем уровне. Ухудшилась ситуация с безработицей. Не трудоустроив армию безработных, доставшуюся от режима Шеварднадзе, нынешние власти существенно увеличили ее массовыми сокращениями в госсекторе. При этом новые рабочие места за казенный счет как бы и не намечаются. Укрепившийся было на Западе имидж опять понемногу зашатался, несмотря на продолжающиеся грантовые поступления в награду за демократизацию региона. Заметно уменьшилась вероятность разрешения южноосетинской проблемы к концу первого президентского срока, а абхазской – к концу второго, как то обещал Саакашвили. Более того, положение в плане мирного урегулирования конфликтов ухудшилось так, что Госдепартамент США после сентябрьского обстрела Цхинвали в довольно жесткой форме призвал Тбилиси «незамедлительно продемонстрировать стремление к мирному урегулированию территориальных проблем». При отсутствии сколько-нибудь заметного прогресса в этих сепаратистских регионах властям угрожает очень неуютная ситуация в Месхет-Джавахети, где проживающими там армянами время от времени озвучиваются идеи получения автономии, и, несмотря на реальные практические действия (закупка провианта для армии именно в этом регионе, предоставление почти 180 млн. долл. из последнего 300-миллионного американского гранта на обустройство дорог, коммуникаций и социальную сферу), коренного перелома в свою пользу добиться все никак не удается.
Даже столь визуально яркое достижение, как благоустройство Тбилиси, ставится противниками Саакашвили под сомнение – наспех уложенный к визиту Джорджа Буша асфальт местами уже «поплыл», и дороги приводятся в порядок заново, а нарядно выкрашенные в центре города здания продолжают в большинстве своем оставаться аварийными.
Ведущий эксперт Кавказского института мира, развития демократии, политолог Паата Закареишвили склонен сравнивать власть Саакашвили именно с этими нарядными зданиями: снаружи красиво, а внутри жить – не самая большая удача. «Государство в последний год явно деградирует. При Саакашвили Грузия получила то, из-за чего я страстно желал ухода Эдуарда Шеварднадзе в историю. Сейчас мы имеем абсолютно управляемый парламент, псевдосвободную прессу, иллюзорное гражданское общество. То, к чему стремился предыдущий постаревший президент в последние годы правления, осуществил его молодой энергичный последователь», – заявил Закареишвили «НГ».
По его мнению, у нынешнего режима напрочь отсутствует стратегия – все действия подчинены решению сиюминутных тактических задач, что обернется мощнейшим потрясением в ближайшие несколько лет. «У властей нет системного подхода к самым серьезным проблемам, даже к такой, как восстановление территориальной целостности. Для абхазского и осетинского народов Саакашвили говорит одно, Западу – другое, России – третье, а в ходе внутренних выступлений подчас использует воинственную риторику», – считает политолог. По мнению Закареишвили, в кадровой политике все чаще во главу угла ставится личная преданность, а не компетентность и профессионализм. «Последнее подтверждение – кампания против министра иностранных дел Саломэ Зурабишвили. Это не идеальный министр, но профессионал. Однако сделано было все, чтобы ее устранить – Зурабишвили не входит в так называемую «команду». При этом всеми силами власти пытаются придать Грузии благообразный облик современного демократического государства, как тем прогнившим домам с нарядными фасадами. В результате мы получаем некую имитационную демократию», – сказал Закареишвили «НГ».
С полгода назад в небольшом скверике около парламента Грузии среди высаженных роскошных голландских роз вдруг выросли кусты помидоров. Возможно, это была безобидная выходка тбилисских шутников. А может быть, и своеобразная форма протеста против революции роз, громкие обещания которой существенно опережают реальную жизнь.
Тбилиси