Свои обещания Михаил Саакашвили пока выполняет.
Фото Reuters
На прошлой неделе Грузия шумно отпраздновала годовщину «революции роз», в результате которой 23 ноября 2003 года произошла смена власти.
Эксперты и наблюдатели сходятся во мнении, что главным политическим достижением новой власти можно считать восстановление доверия Запада, подорванное в последние годы режима Эдуарда Шеварднадзе.
В экономике на первый взгляд перемены к лучшему не видны. Количество работающих предприятий не увеличилось, по-прежнему много безработных. Их стало даже еще больше в результате сокращения штатов в государственных структурах. Очевидные проблемы испытывает сельское хозяйство. Так, осенью в винодельческом регионе Кахети властям с большим трудом удалось предотвратить «виноградный бунт» – закупочные цены на винную ягоду были столь низки, что крестьяне угрожали уничтожить свои виноградники. Заметно выросли цены – борьба с контрабандой и бессистемной уличной торговлей оказалась палкой о двух концах. Все такое же тяжелое положение остается в энергетическом секторе, особенно в регионах.
Наметившийся прогресс в разрешении самой болезненной проблемы – восстановлении территориальной целостности страны – сменился новым застоем. Благополучно разобравшись с одиозным аджарским режимом, в Южной Осетии новые власти сделали шаг назад. Во всяком случае, именно так оценивают ситуацию после августовского обострения большинство грузинских наблюдателей. По-прежнему достаточно высок уровень преступности в стране. Не прекращается также отток населения за рубеж в поисках благополучия.
Но народ не ропщет. Отчасти потому, что новые власти наладили своевременную выплату зарплат и пенсий. Но главное – новый грузинский лидер дал людям надежду на лучшую жизнь, на то, что Грузия станет нормальным во всех смыслах развитым государством. Он это обещал. А население уже заметило, что свои обещания Саакашвили привык исполнять. Свидетельство тому – реформа в армии.
Президент обещал стране сильную армию. Она строится быстрыми темпами, служить в ней молодые люди считают честью, и дезертирства, как в прежние годы, нет. Саакашвили обещал разобраться с паразитирующими структурами. В Грузии упразднена ГАИ, сокращены раздутые донельзя при Шеварднадзе штаты полиции, таможни, фискальных служб. Саакашвили обещал сломать хребет коррупции. Он это сделал, отправив за решетку проворовавшихся государственных деятелей. Правда, остается вопрос – были ли соблюдены при этом все юридические нормы. Но население не слишком стремится в этом разобраться. Тем более неоднократно объявлялось, что вырученные от «раскулачивания» бывших чиновников деньги отправлены на погашение задолженности по пенсиям и зарплатам.
Михаилу Саакашвили удалось за этот год изменить психологию общества. Клановость, кумовство, землячество до Саакашвили были его отличительной чертой и приоритетным критерием в ущерб профессионализму и при ведении бизнеса, и на государственной службе. А та же коррупция в Грузии несколько лет назад была почти узаконена. Как-то высокопоставленный чиновник в официальной беседе с корреспондентом «НГ» вполне искренне и абсолютно цинично заявил, что нет ничего плохого в том, если человек за услугу, оказанную чиновником, может чем-то его отблагодарить. Теперь в Грузии неподкупностью едва ли не бравируют. Недавно тбилисский мэр без каких-то разбирательств уволил руководителя администрации одного из столичных районов только за то, что тот решил одарить его дорогостоящими часами – на официальную зарплату такие подарки делать невозможно.
Население пока не волнует то, что в Грузии практически нет оппозиции – отдельные выпады отдельных политиков и партий не в счет. Большинство не реагирует на то, что в стране, по сути, исчезли оппозиционные СМИ – критика властей сейчас не в моде, власть избрана народом, а какие-то ее промахи народ пока готов прощать.
Рейтинг Саакашвили, согласно различным опросам, по-прежнему очень высок. Выше некуда. Дальнейшая динамика может быть только в сторону падения этого рейтинга. И это произойдет, если президент перестанет выполнять свои обещания или темп перемен в стране не сможет соответствовать ожиданиям населения.
═
Тбилиси