Так еще недавно выглядела передача жизненного опыта от отца к сыну в Нагорном Карабахе.
Фото Андрея Соловьева (НГ-фото)
Страсти вокруг президентских выборов в двух конфликтующих государствах Закавказья - в Армении и Азербайджане - улеглись. Скоро должны возобновиться переговоры по карабахскому урегулированию. Причем именно сейчас Россия способна вернуть себе утраченное лидерство в посреднической миссии.
Конфликт вокруг Нагорного Карабаха - ровесник распада Советского Союза. Армяно-азербайджанские столкновения не меньше, чем события в Прибалтике, стали катализатором распада единого государства. После 1991 года Россия пыталась активно содействовать прекращению огня. Именно благодаря жесткой дипломатии Москвы, сочетавшей политическое посредничество и давление (выразившееся в приостановке поставок оружия обеим сторонам, в 1994 году удалось добиться замораживания военных действий. Очень важную роль сыграла и твердая поддержка Ираном всех российских инициатив.
К середине 90-х благодаря энергичной политике Россия стала определять судьбы всего Закавказья. Грузия была вынуждена вступить в СНГ, в Азербайджане был отстранен от власти русофобский Народный фронт, Армения поспешила придать российским войскам на своей территории постоянный статус военной базы. Турция и стоявшие за ее спиной США практически были вытеснены с постсоветского Кавказа.
Однако к концу десятилетия Россия растеряла свой политический капитал. Карабахским урегулированием занялась ОБСЕ в лице Минской группы, которую наряду с Россией возглавили США и Франция. В рамках ОБСЕ американцы добились от Москвы обязательства вывести войска из Грузии и Молдавии. Оставалось разделаться только с российской военной базой в Армении. Именно с этой целью американцы с 1999 года вдруг резко занялись нагорнокарабахским урегулированием. В Вашингтоне был разработан план территориального обмена между Армений и Азербайджаном, названный по имени его творца, сотрудника госдепа США, планом Гобла. По этому сценарию предусматривалось присоединить Карабах к Армении, а Нахичеванский анклав связать с территорией Азербайджана через уступку Арменией так называемого "Мегринского коридора". Баку сразу же одобрил этот план, крайне невыгодный для Армении, которая лишилась бы своего окна в мир - границы с Ираном - и попадала бы в окружение проамериканских государств.
Осуществлению плана Гобла отчаянно сопротивлялись тогдашний премьер-министр Армении Вазген Саркисян и спикер парламента Карен Демирчян. Многократные попытки спецпредставителя президента США Строуба Тэлботта уломать их не увенчались успехом. После гибели обоих (они были расстреляны группой террористов 27 октября 1999 года в здании парламента Армении) дела у американцев пошли очень быстро. Министр обороны Армении Серж Саркисян публично заявил, что после урегулирования нагорнокарабахского конфликта вопрос о пребывании российских войск в Армении будет решен совсем по-другому. Учитывая, что общественное мнение в Армении видит в российских войсках надежный щит против Турции, американцы стали содействовать нормализации армяно-турецких отношений. В качестве пробного шара была создана "общественная" армяно-турецкая комиссия по примирению, в которую вошли назначенные руководством обеих стран влиятельные лица. Финансирование комиссии открыто взял на себя госдеп США.
Весной 2001 года в Ки-Уэсте (Флорида) американцам удалось наконец заставить президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева согласиться с планом Гобла. Его претворению в жизнь помешало неожиданное сплочение ранее разрозненной армянской оппозиции как раз на почве решительного неприятия американского варианта. США пытались еще раз задействовать потенциал ОБСЕ, однако запротестовали французы. В Париже осознали простую истину: осуществление плана Гобла может привести к новой полномасштабной армяно-азербайджанской войне. Через "Мегринский коридор" проходит не только автомобильная дорога жизни Армении. В этом районе планируется в ближайшем будущем построить газопровод Иран-Армения, так как Ереван не хочет больше полагаться только на трубу, проходящую через нестабильную Грузию.
На время президентских выборов в странах - участницах конфликта переговорный процесс пришлось прервать. Американцы помнили, что попытка первого президента Армении Левона Тер-Петросяна пойти на компромисс в карабахском урегулировании закончилась в феврале 1998 отстранением его от власти. Под эгидой Совета нацбезопасности США были образованы межведомственные группы по контролю за волеизъявлением армян и азербайджанцев. Была поставлена задача - добиться переизбрания Алиева и Кочаряна. Президентские выборы в Армении в феврале-марте 2003 года прошли с массовыми демонстрациями и обвинениями властей в фальсификации итогов, что поставило американцев в щекотливое положение. Буш поздравил Кочаряна только через месяц и крайне сдержанно, если не сказать холодно. В США рассудили, что позиции Кочаряна внутри страны ослаблены настолько, что он уже не сможет сопротивляться американскому посредничеству. На всякий случай посол США в Ереване наладил рабочие контакты с оппозицией, чтобы в случае чего заручиться преемственностью курса.
Все карты Вашингтону спутало неожиданно резко ухудшившееся здоровье Гейдара Алиева. В президентскую гонку пришлось вступать его сыну, и выборы в Азербайджане вместо убедительной победы клана Алиевых закончились беспорядками. К тому же Ильхам Алиев, активно использовавший в предвыборной кампании обещания вернуть оккупированные Арменией территории, оказался обладателем не самого лучшего переговорного "багажа".
К настоящему моменту американская политика в карабахском урегулировании зашла в тупик. Алиев-младший и Кочарян из-за "странностей" своего переизбрания теперь обладают еще более ограниченной свободой маневра во внешней политике, чем до выборов. В этих условиях американцы не прочь на время устраниться от процесса урегулирования конфликта, не видя в нем благоприятных для себя перспектив. Правда, в Вашингтоне обсуждается своеобразный иракский вариант: американцы навязывают обеим сторонам территориальный обмен, но гарантировать новый порядок приглашают других - прежде всего Россию. Если в Армении и Азербайджане возникнут массовые протесты, расхлебывать народный гнев придется российским миротворцам, что окончательно подорвет позиции России в Закавказье. А пока американцы планируют разблокировать железную дорогу между Арменией и Турцией, чтобы сделать Ереван зависимым от торговли с Анкарой (уже сейчас товарооборот Армении с Турцией через Грузию превосходит объем армянско-российской торговли). Одновременно американцы приступили к поиску возможных преемников для нынешних президентов Армении и Азербайджана.
В ситуации фактического провала американской политики в нагорнокарабахском урегулировании у Москвы появляется блестящий шанс вернуть себе дипломатическую инициативу в Закавказье. В отличие от США Россия пользуется широкими симпатиями среди подавляющей массы населения в обеих странах, а Алиев-младший и Кочарян в нынешней непростой ситуации просто вынуждены ориентироваться на Москву, чтобы не растерять последние остатки авторитета.
Однако с 1998 года Россия самоустранилась от своей посреднической миссии в армяно-азербайджанском конфликте. С завидной последовательностью Москва повторяет, что согласится на любой план урегулирования, который разработают сами стороны конфликта. Очевидно, что посредник с такой "принципиальной" линией просто не будет востребован. При этом Кочарян и Алиев-младший не обладают необходимым международным авторитетом, чтобы выдвигать собственные предложения. Если Москва в очередной раз упустит инициативу, то стороны вновь обратятся к США. Ибо больше обращаться им просто некуда.