0
1259
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.09.2003 00:00:00

Главный вопрос - о системе власти

Евгений Сатановский

Об авторе: Евгений Сатановский - президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока

Тэги: ирак, сша


ирак, сша Униженными сейчас считают себя большинство иракцев.
Фото Reuters

Обстановка в Ираке не желает меняться, несмотря на весьма оптимистичные прогнозы госдепартамента США. Согласно докладам руководства коалиции, демократия в этой стране укрепляется. При этом в районах, контролируемых оккупационными войсками, американцев и англичан отстреливают поодиночке и малыми группами. Задача демократизации Ирака по масштабности сопоставима с послевоенной демилитаризацией Германии и Японии, однако сегодняшнее состояние дел в Двуречье напоминает не страны Оси, вверенные заботам генералов Эйзенхауэра и Мак-Артура, а Российскую империю времен Гражданской войны.

В жертву приносятся местные лидеры

Устойчивой власти нет ни в Ираке в целом, ни в отдельных его регионах. Курды проводят этнические чистки, вытесняя с севера не только арабов, но и туркоманов. Процессы, идущие в районах, населенных шиитами, напоминают о временах исламской революции в соседнем Иране. Сунниты заняты удержанием собственных анклавов. Умеренные местные лидеры становятся мишенью в борьбе за власть тем чаще, чем большим влиянием они пользуются. Гибель лидера иракских шиитов показала, что религиозные авторитеты находятся в такой же опасности, как во времена Саддама. Где он сам скрывается, неизвестно, а уничтожение его сыновей не прибавило коалиции авторитета в глазах местного населения и породило больше вопросов, чем ответов.

Восстановление экономики страны тоже под вопросом. Внутренних ресурсов для этого нет, а участившиеся теракты на нефтепроводах не способствуют привлечению внешних инвестиций. Исходя из этого администрация США на днях запросила у конгресса для восстановления Ирака беспрецедентную сумму в 87 млрд. долл. Так что экономическое будущее этой страны во многом будет зависеть от того, сколько средств выделит конгресс США.

До сих пор не обнаружено в Ираке и оружие массового поражения, которое в конечном счете может быть не найдено никогда. Скандалы вокруг подтасовок разведданных перед началом войны усугубляются осознанием того, что за восстановление Ирака придется платить гораздо дороже, чем предполагалось. Речь идет не о том, стоила ли игра свеч: чем бы ни был обеспечен первоначальный успех коалиции, военным превосходством или успехом спецоперации, без установления прочного контроля над всей территорией страны эта победа может стать пирровой. "Воскрешение" талибов сразу в нескольких провинциях Афганистана только подчеркивает это.

Наличие в достаточном количестве местных административных кадров является решающим условием стабилизации Ирака. Кадры эти в стране есть, однако отстранение от рычагов власти членов партии Баас сводит их наличие на нет. Как и в России 1991 года, в Ираке в 2003 году все сколь бы то ни было опытные управленцы имеют партийное прошлое. Многие эксперты полагают, что отстранение от власти суннитов и христиан, правивших страной на протяжении десятилетий, является грубейшей ошибкой коалиции. Усиление шиитов чревато гражданской войной. А возникновение этнически однородного иракского Курдистана - его отделением и неизбежным усилением центробежных тенденций в Турции.

Новый иракский истеблишмент может иметь и баасистские корни

Все это, судя по всему, ясно осознает руководство коалиции, однако возвращение к исполнению своих обязанностей саддамовского аппарата, пусть без самого Саддама, хотя и может помочь сохранить единый Ирак, неизбежно спровоцирует критику действий лидеров коалиции со стороны оппозиции. Пойдут ли они на это, предсказать трудно. В конечном счете для американского президента и премьер-министра Великобритании, как и для любых политиков на их месте, сохранение занимаемых ими постов является первоочередным приоритетом.

Попытки коалиции привлечь к участию в управлении Ираком ООН наталкиваются на сопротивление европейских оппонентов США и зависят от того, насколько американцы готовы делиться будущей нефтяной рентой с теми, кто не только не приложил ни малейшего усилия для того, чтобы помочь им в свержении режима Саддама, но сделал все возможное для его спасения. Причем речь идет не о формальной роли ООН, но о необходимости делить с американцами и англичанами бремя ответственности под огнем. Любые союзники коалиции неизбежно будут зачислены иракским сопротивлением в ряды врагов, будь это арабы, европейцы или русские. Недавний теракт против миссии ООН демонстрирует это более чем ясно.

Несмотря на колоссальное военно-технологическое превосходство, Ирак может стать для Америки тем же, чем стал для СССР Афганистан. Многих на Ближнем Востоке и за его пределами такое развитие событий только обрадует. Так следует ли России во имя крушения однополярного мира присоединиться к коалиции? Американская напористость и имперская спесь раздражают, экономический и военный потенциал вызывает зависть, упущенные возможности 1990-х годов по созданию союза США и России заставляют сожалеть об СССР, но...

Поражение Америки обернется катастрофой и для мира в целом, и для России в частности. Распад Советского Союза в свое время привел к цепной реакции, одним из следствий которой для США стали события 11 сентября. Трудно даже представить себе, чем может обернуться ближневосточный крах Америки для ослабленной России, экономика которой зависит от стабильности мировых рынков энергоносителей и курса доллара, южная граница является фронтом борьбы с мировым джихадом, а столица подвергается атакам террористов-шахидов.

К кому прислушивается Вашингтон

Означает ли это, что российская политика должна слепо следовать в фарватере американской? Нисколько. Но она должна сделать все возможное, чтобы Четвертый Рим усвоил колоссальный практический опыт, который Рим Третий - Россия получила на протяжении столетий своей истории, когда ее территория расширялась за счет мира ислама, истеблишмент пополнялся мусульманской элитой, а десятки миллионов мусульман становились лояльными гражданами.

Учить Америку - занятие столь же нелегкое и неблагодарное, как и помогать ей. Проблема в том, что любая альтернатива несравненно хуже. Если администрация президента Буша в иракской политике перейдет на позиции политического реализма, Россия может стать ее союзником в деле восстановления Ирака.

Сможет ли Россия добиться восстановления своей роли и влияния в Ираке в одиночку или в союзе с другими европейскими державами - в любом случае ей нельзя забывать о том, что ни для Франции, ни для Германии она никогда не будет равноправным партнером, интересы которого будут учитываться ими в той же мере, что и собственные. Временная коалиция, диктуемая тактическими интересами, - все, на что Россия может рассчитывать в союзе со странами Западной Европы. Это, впрочем, в равной степени верно для любых альянсов, в которые она может войти.

У Ирака впереди тяжелые времена. Аналогии из отечественной истории позволяют предположить обострение внутриполитической борьбы, усиление партизанской войны против оккупационных войск, анархию и возможный распад страны, рост влияния исламистов и заполнение вакуума власти борющимися во имя сиюминутных интересов вооруженными группировками, разрушение общественных институтов и массовые этнические чистки, конфессиональные конфликты и бегство элиты из гибнущей страны. Альтернативой может стать жесткая централизованная власть, опирающаяся на иракский истеблишмент, пусть и имеющий баасистские корни. Ближайшее время покажет, смогут ли американцы сформировать систему такой власти без демонстративного контроля над иракским правительством иностранных военных, который способен лишь дискредитировать новое руководство страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1973
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1251
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
924
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1221

Другие новости