- Господин премьер, вы возглавляете словацкий кабинет министров пятый год, но в Россию приезжаете впервые. Не повлиял ли столь долгий перерыв в контактах на уровне глав правительств на политический диалог между нашими странами?
- Мой предшественник на этом посту Владимир Мечьяр был в Москве с официальным визитом в мае 1998 года. Как известно, политика Мечьяра стала поводом для исключения нас из группы претендентов на вступление в Евросоюз и НАТО. После осенних парламентских выборов 1998 года Словакия была поставлена перед необходимостью повысить свои интеграционные усилия, чтобы догнать по результатам другие страны - кандидаты в НАТО и ЕС.
Но тем не менее наши отношения с Россией отнюдь не оказались на втором плане. Наоборот, я использовал несколько неформальных возможностей для установления и укрепления контактов с моим российским коллегой Михаилом Касьяновым, например, его пребывание в отпуске у нас в Высоких Татрах в декабре 2000 года, мое посещение Санкт-Петербурга во время финального матча Словакия - Чехия на чемпионате мира по хоккею. Встречались мы с ним также и на международных форумах.
Кроме того, в этом диалоге активно участвуют президент Словакии Рудольф Шустер и представители нашего парламента. Свой вклад вносят и участники межправительственной комиссии.
В целом я считаю, что словацко-российские политические отношения находятся на очень хорошем уровне, между нашими странами не существует никаких серьезных открытых проблем. Как подтвердила жизнь, не оказало какого-либо негативного влияния на наши отношения и приглашение Словакии к вступлению в НАТО и Евросоюз. Наоборот - успехи Словакии в качестве будущего полноправного члена этих организаций будут в значительной степени зависеть также от ее способности содействовать партнерству России с ЕС и НАТО. В этом контексте мы воспринимаем развитие отношений с Россией как один из главных приоритетов словацкой внешней политики.
- Полтора десятилетия назад не только политические, но и главные торгово-экономические интересы Словакии были на Востоке. Затем, в 1990-е годы, Братислава искала себе партнеров главным образом в Западной Европе. Как сейчас развиваются хозяйственные отношения между нашими странами?
- Торгово-экономическое сотрудничество с Россией имеет для развития экономики Словакии большое значение - как сейчас, так и в перспективе нашего предстоящего членства в ЕС. Мы стараемся принимать системные меры, направленные прежде всего на поддержку нашей внешней торговли, оказываем поддержку контактам между отдельными регионами Словацкой Республики и субъектами Российской Федерации. Среди наиболее интересных проектов я бы назвал создание совместного предприятия "Матадор-Омскшина" в Омске. После преодоления первоначальных, наверное, естественных, проблем оно вышло на запроектированные параметры и выпускает 1,2 миллиона штук шин для легковых автомобилей в год.
Но я хотел бы обратить внимание на то, что в нашем торгово-экономическом сотрудничестве есть очень много неиспользованных резервов, причем с обеих сторон. Например, сегодня в Россию поставляют товары прежде всего те словацкие фирмы, которые получают предоплату или обеспечили оплату своей продукции посредством платежных инструментов, подтвержденных надежными банковскими институтами или такими, у которых есть свое представительство на территории Российской Федерации. Очень важен вопрос страхования экспорта от всевозможных факторов риска. Речь идет главным образом о покрытии кратковременного коммерческого риска. Ведь Россия с точки зрения страховых компаний относится к числу стран с повышенной мерой коммерческого риска.
Есть еще одно очень важное обстоятельство, влияющее на наши взаимосвязи: если среднее таможенное обложение российских товаров в Словакии составляет около 0,22%, то словацкий экспорт облагается в России средней таможенной пошлиной в размере 15,5%, что, естественно, в значительной степени повышает стоимость наших товаров на российском рынке и ставит наших экспортеров в очень невыгодное положение.
- Как сейчас обстоят дела с погашением российской задолженности Словакии?
- Минувший год в этом отношении был чрезвычайно успешным: российский долг снизился с 1,112 миллиарда долларов до 296,7 миллиона долларов, в основном за счет поставок российских товаров, финансовых операций и платежей в свободно конвертируемой валюте. По сравнению с предыдущим периодом, когда преобладали товарные поставки в счет деблокации, в 2002 году задолженность снижалась преимущественно за счет наличных выплат. В целом задолженность будет постепенно погашаться до 2021 года.
- Вступление Словакии в ЕС может отразиться на развитии ваших традиционных отраслей производства?
- Я надеюсь, что в связи с высокой степенью торговой интеграции Словакии будущее вступление в ЕС не повлечет значительных изменений в структуре нашей экономики, хотя пока весьма непросто предсказать, как это повлияет на торговлю сельхозпродукцией. Общая продуктивность словацких промышленных изделий составляет сейчас 46% от среднего уровня в странах Евросоюза.
Важной частью переговоров об условиях вступления Словакии в Евросоюз являлись и вопросы производства традиционных для нашей республики продовольственных товаров. Это касалось брынзы, токайского вина и алкогольных напитков, изготавливаемых из фруктов, например, сливовицы, боровички и т.п. Словацкая дипломатия вынуждена была проявить немало усилий и ловкости, чтобы эти национальные деликатесы могли обогатить стол объединенной Европы. Могу с удовольствием отметить, что в этой сфере мы в итоге добились успеха.
16-17 мая в нашей республике состоится референдум о вступлении Словакии в Евросоюз. Я уверен, что большинство моих сограждан скажут твердое "Да!" процессу расширения объединенной Европы на территорию Словакии. Кстати, все политические партии, входящие в состав парламента, договорились, что не будут вести на эту тему отдельные кампании, а объединят действия.
- Как происходит процесс сближения Словакии с НАТО, который завершится, как намечено, в 2004 году вступлением вашей республики в альянс? И предполагается ли в будущем размещение иностранных военных баз на территории Словакии?
- Сближение Словакии с НАТО продолжается практически непрерывно с ноября 1989 года, то есть еще со времен Чехо-Словацкой Федерации. Членство нашей республики в НАТО мы рассматриваем как проявление воли и способности совместно с другими странами - членами альянса защищать важнейшие человеческие ценности: свободу и демократию.
К сожалению, Словакия на протяжении определенного времени в середине 1990-х годов в силу ряда внутренних причин была исключена из этого интеграционного процесса. Поэтому мы получили долгожданное приглашение в НАТО только на прошлогоднем саммите альянса в Праге, а не в 1997 году, как предполагалось вначале, когда НАТО пополнили Чехия, Венгрия и Польша. Но в целом вопрос всегда заключался не в том, быть или не быть Словакии в НАТО, но лишь в том, когда ей быть в рядах альянса. Надеюсь, очень скоро он окончательно решится ко взаимному удовлетворению нашему и наших партнеров из других государств - членов НАТО.
Совершенно естественно, что мы должны создать все условия для беспроблемного сотрудничества и поддержки союзных войск, если возникнет, например, потребность в их дислокации на территории Словакии. Данное условие одинаково для всех стран - членов НАТО как в мирное, так и в военное время. В ином случае военную часть гарантий безопасности между союзниками просто невозможно было бы осуществлять.