- Неизбежна ли война в Ираке, Сергей Викторович? Какой вам видится ситуация из Нью-Йорка?
- Российской делегации при ООН, как и многим другим из представленных здесь делегаций, ситуация отнюдь не кажется критической, такой, что дело обязательно идет к войне. Власти Ирака, соблюдая свои обязательства перед ООН в соответствии с резолюцией # 1441, не создают никаких препятствий международным инспекторам, работающим у них в стране, хотя еще и остаются некоторые вопросы, которые требуют прояснения. Они официальному Багдаду известны, и можно надеяться, что ответы на эти вопросы скоро будут даны. Общие настроения здесь таковы, что если исходить из объективных факторов, то повода для военных действий сейчас не может быть.
Мы не заявляем, что абсолютно убеждены в отсутствии в Ираке какого-либо оружия массового поражения или материалов, которые могут быть использованы для его создания. Мы говорим о том, что раз этого не знаем, то хотим получить конкретные подтверждения в пользу тех или иных доводов. Если - как нам говорят представители некоторых стран, в частности США и Великобритании, - у них существуют неопровержимые доказательства того, что Ирак говорит неправду, то такие доказательства, вся необходимая информация об этом должны быть предоставлены.
Но в отсутствие каких-то радикальных, неожиданных изменений в нынешней ситуации подавляющее большинство представленных здесь делегаций выступает против военных действий. Это наглядно подтвердили и дебаты на заседании Совета Безопасности по вопросам борьбы с терроризмом в прошлый понедельник.
- Многие политики и эксперты полагают, что после того, как США уже вложили в подготовку к войне с Ираком столь колоссальные силы и средства, включая соответствующее пропагандистское обеспечение, им просто невозможно будет вернуться к начальной точке, к мирному решению иракской проблемы. Впрочем, у администрации Буша, возможно, уже изначально не существовало подобных намерений, и ставка всегда делалась на военную операцию. Что вы думаете об этом?
- Да, существуют определенные опасения, что точка возврата уже пройдена, а накопление сил и вооружений в районе Персидского залива достигло критической массы. Это вроде как по-чеховски, ружье повесить на стенку - оно, дескать, неумолимо должно выстрелить. Но в то же время многие серьезные аналитики считают, что весьма безответственно подходить с этим единственным критерием к решению вопроса, который может оказать серьезнейшее влияние на весь регион, на перспективы ближневосточного урегулирования, а кроме того - как не раз заявляло российское руководство - может привести даже к распаду международной антитеррористической коалиции.
Давайте все-таки подождем ближайшего заседания Совета Безопасности ООН, которое состоится 27 января и на котором выступят с докладами гендиректор МАГАТЭ Мохамед Эль Барадей и глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям в Ираке Ханс Бликс. Работу они и их коллеги провели за два прошедших месяца очень большую, и думается, надо дать им возможность довести ее до конца, чтобы был получен ясный и точный ответ: есть в Ираке ОМУ или нет? Только после этого можно говорить о каких-либо дальнейших шагах в соответствии с известными резолюциями СБ ООН.
Еще раз подчеркну, что, по мнению российской делегации, как и многих иных, представленных здесь, политико-дипломатические методы решения проблемы Ирака до сих пор отнюдь не исчерпаны.
- 24 января исполнилось 500 дней после трагических событий 11 сентября, которые положили начало международной борьбе с терроризмом. Однако после известной акции в Афганистане динамика этой борьбы, в частности со стороны международной антитеррористической коалиции, заметно снизилась. Вы так не считаете?
- На мой взгляд, весь минувший год продолжалось взаимодействие многих государств в борьбе с терроризмом, и ООН играла в этом процессе весьма важную роль. На основе принятых Советом Безопасности резолюций был образован Контртеррористический комитет, и он, на мой взгляд, весьма успешно выполняет свою роль как орган, который ненавязчиво, но результативно помогает государствам выйти на необходимый уровень подготовки конкретных операций по борьбе с терроризмом.
Еще одна важная задача - обеспечивать адекватность действий отдельных стран, практической работы правоохранительных структур. Это осуществляется на основе конкретных запросов по всем странам без исключения, и после экспертного анализа ответов им выдаются практические рекомендации, что еще необходимо сделать в сфере борьбы с международным терроризмом. Это очень важная работа для создания сопоставимых и эффективных инструментов в каждом из государств для совместных антитеррористических действий на международно-правовой основе.
Так что в целом я не стал бы говорить, что минувший год пропал даром, кроме прочего, еще и потому, что основная борьба сейчас ведется по линиям взаимодействия спецслужб, путем очень широкого обмена доверительной информацией между ними. Естественно, что эта деятельность является сугубо закрытой для посторонних, в целях исключения попадания конфиденциальных данных в руки террористов или тех, кто каким-то образом связан с ними. Однако есть ряд факторов, позволяющих судить, что эффективность этого взаимодействия повышается. Вместе с тем теракты, происшедшие в последнее время в разных регионах мира, показывают, что международному сообществу предстоит еще много работы в этом направлении.
- Как вы оцениваете деятельность миротворческих сил в различных регионах мира? Лидеры косовских албанцев вновь и вновь поднимают вопрос о независимости этой провинции, причем некоторые из них заявляют даже о том, что готовы добиваться полновластия вооруженным путем. А многие из тех политиков и экспертов, которые внимательно следят за ситуацией в Боснии и Герцеговине, утверждают, что мир здесь держится исключительно благодаря присутствию международного военного контингента, без которого республика может моментально развалиться на три враждующие нации.
- В Боснии и Герцеговине ооновская миссия практически завершена. ООН отвечала здесь за работу международной полиции до 31 декабря 2002 года. Теперь эти функции перешли к Евросоюзу. Добавлю для точности, что миротворческая операция в Боснии не чисто ооновская, а коалиционная, в ней участвовали многие страны НАТО и ряда иных стран, включая Россию, но в целом она была одобрена Советом Безопасности. Присутствие миротворцев, на мой взгляд, способствовало поддержанию политической стабильности в стране. Но я бы не стал делать столь категорических выводов о том, что только благодаря международному военному контингенту Босния и Герцеговина сохраняется как единое государство. В республике достигнут существенный прогресс в политических преобразованиях, результаты которых необратимы, все здешние политические силы строго соблюдают соглашения, подписанные в конце 1995 года в Дейтоне. Свидетельством снижения напряжения в Боснии и Герцеговине является и уменьшение присутствия международных миротворческих сил в стране. Я очень надеюсь, что Босния сохранит свою территориальную целостность на тех принципах, которые были одобрены в Дейтоне.
Что касается ситуации в Косово, то действительно мы вновь и вновь слышим провокационные заявления местных албанцев, в том числе и входящих в структуры власти. Но все эти речи и замыслы, на мой взгляд, получают своевременную должную оценку со стороны генсека ООН, членов Совета Безопасности и спецпредставителя ООН по Косово. Все они неоднократно подтверждали, что вопрос об окончательном статусе этой провинции должен решаться на основе резолюции # 1244 ООН.
- В последнее время все чаще звучит предложение о направлении миротворческих сил ООН и на Ближний Восток, где ситуация в израильско-палестинском диалоге, судя по всему, стала абсолютно тупиковой.
- Я думаю, что новый план, выдвинутый недавно ближневосточной "четверкой" на уровне министров, - так называемая "дорожная карта", предусматривающая ряд поэтапных и вполне конкретных шагов к созданию Палестинского государства в 2005 году, вновь рождает надежды на успех. На мой взгляд, и в регионе, и за его пределами существует общее понимание дальнейшего развития ситуации.