0
1579
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.12.2002 00:00:00

Москва стала Вашингтоном

Тэги: снг, внешняя политика, россия


За минувший год Россия изменила свое поведение по отношению к странам СНГ с точностью до наоборот. В первой половине года аналитики констатировали вялую внешнеполитическую позицию, тенденцию к отказу от своего влияния в СНГ, где оно было исторически сильно, постепенную сдачу своих позиций Западу и в целом политическую индифферентность. Однако начиная с середины лета картина резко изменилась. Россия продемонстрировала предельную жесткость по отношению к Грузии и Белоруссии, вынудив глав этих государств с нею считаться, и одновременно изящно поддержала президента Украины, которого прижал Запад. Причем применила все приемы, которые используют США, отстаивая свое право на вмешательство в дела других государств. Чем заставила серьезно задуматься президентов остальных стран СНГ о необходимости считаться с мнением и интересами России.

В первый год правления у главы российского государства, видимо, не доходили руки до наведения порядка на просторах СНГ. Он занимался выстраиванием внутренней вертикали власти и весьма преуспел в этом. В нынешнем году настала очередь СНГ. Российский президент виртуозно использовал внешнеполитические обстоятельства, которые сам же отчасти и создал, чтобы вынудить страны СНГ обратиться к нему за помощью или просто принять условия России. Уместными оказались все приемы - от использования политической конъюнктуры до жесткого экономического шантажа и угроз. Программное заявление прозвучало из уст Владимира Путина на прошлой неделе во время встречи с Александром Лукашенко: "Россия так много отдала за последние десятилетия, что вопрос об "отдавать" не стоит. Мы будем брать, но в рамках договоренностей и международных соглашений". Так он прокомментировал утверждения некоторых СМИ, согласно которым Россия якобы "сдает" Белоруссию под давлением Запада.

В полном соответствии с уроками Вашингтона Россия добилась в текущем году ослабления позиций неугодных ей глав государств, а потом милостиво приняла их в свои объятия, пообещав помощь, если они будут послушными. На этом пути были применены такие традиционно американские приемы, как прямое экономическое и политическое давление, военные угрозы, дискредитация непослушных лидеров вплоть до рассмотрения возможности юридического преследования.

Все эти приемы испытала на себе Грузия, начавшая с какого-то момента откровенно хамить в ответ на требование очистить Панкисское ущелье от расположившихся там чеченских боевиков. Сначала Россия обозначила, что военная угроза - это не фигура речи, а вполне реальная перспектива. Потом развернула планомерную антигрузинскую пиар-кампанию, в результате которой Шеварднадзе пришлось постоянно обороняться и оправдываться - в том числе перед Западом, когда встал вопрос о наличии в Панкисском ущелье боевиков "Аль-Каиды". Когда же в результате в стране возникла возможность реальной смены власти, Россия вспомнила старые грехи Шеварднадзе, обвинив его в предательстве интересов СССР в бытность его министром иностранных дел. При всей своей бесперспективности обсуждение возможности юридического преследования главы государства стало серьезным ударом по репутации Шеварднадзе. Последней точкой в этом сценарии была угроза "преследовать чеченских боевиков не только на своей территории, но и на территории Грузии". Это оказался самый действенный аргумент: Грузия выполнила требования России и в целом изменила тон и стилистику высказываний в адрес России.

Еще один интересный прием из "силового" арсенала был использован в решении проблем с Белоруссией, президент которой Александр Лукашенко длительное время рассчитывал на лидирующую роль в Союзном государстве. Августовское заявление Путина, который перед прессой представил удобные для России варианты строительства единого государства как совместный план, застало белорусского президента врасплох. В результате Лукашенко не сумел сразу найти достойного ответа - его реакция была озвучена лишь на следующий день. А эмоциональность и жесткость этих высказываний выдавала слабость позиций и на фоне уравновешенного лаконичного выступления Путина смотрелась убого. Последовавший за этим газовый шантаж и умелое использование Россией давления Запада на белорусского президента решили дело окончательно. Теперь Россия может диктовать Белоруссии свои условия.

Показательной стала и встреча министров обороны стран - членов ДКБ в Москве 20 ноября. Россия заявила о необходимости формирования согласованной позиции по Ираку и тут же объявила, какой конкретно должна быть эта позиция. Протеста не выразили даже министры тех стран, которые уже готовы были предоставить свою территорию в качестве плацдарма для авиации, которая будет бомбить Ирак. Это стало важным прецедентом и позволяет предполагать, что Россия и впредь будет требовать от стран ДКБ соответствия общей (читай - российской) позиции. Еще более важным стало заявление министра обороны России Сергея Иванова в тот же день перед министрами обороны стран СНГ. Вопрос касался обнаруженного в Чечне комплекса ПВО "Игла". Сергей Иванов предположил, что этот комплекс мог попасть в Чечню из одной из стран СНГ и потребовал исчерпывающей информации об этом. Никаких протестов вновь не последовало. Это значит, что следующим этапом Россия под предлогом борьбы с терроризмом снарядит комиссию в одну из стран СНГ, и под прикрытием хорошей пиар-кампании добьется ее работы. Чем не комиссия США, занимающаяся поисками "Кольчуг" на Украине?

Фактически политика нашей страны на постсоветском пространстве в уходящем году стала маленькой моделью поведения США везде. Россия пытается стать для стран СНГ таким же "старшим братом", имеющим право казнить и миловать, каким стали США для всего мира. Только в отличие от США в отдельных случаях, как, например, с Белоруссией и Украиной, это выглядит как акт гуманизма и весьма своевременная политическая поддержка, за которую лидеры этих стран весьма благодарны России.

У нашей страны есть все для того, чтобы эта политика стала успешной: географическая близость, экономическая и во многом политическая зависимость от нее соседей, возможность манипулировать лидерами государств, используя как их внутренние противоречия, так и их разногласия с Западом. И в отличие от США у России есть исторический опыт удержания этих государств в сфере своего влияния.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
682
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
809
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
535
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
560

Другие новости