За минувший год Россия изменила свое поведение по отношению к странам СНГ с точностью до наоборот. В первой половине года аналитики констатировали вялую внешнеполитическую позицию, тенденцию к отказу от своего влияния в СНГ, где оно было исторически сильно, постепенную сдачу своих позиций Западу и в целом политическую индифферентность. Однако начиная с середины лета картина резко изменилась. Россия продемонстрировала предельную жесткость по отношению к Грузии и Белоруссии, вынудив глав этих государств с нею считаться, и одновременно изящно поддержала президента Украины, которого прижал Запад. Причем применила все приемы, которые используют США, отстаивая свое право на вмешательство в дела других государств. Чем заставила серьезно задуматься президентов остальных стран СНГ о необходимости считаться с мнением и интересами России.
В первый год правления у главы российского государства, видимо, не доходили руки до наведения порядка на просторах СНГ. Он занимался выстраиванием внутренней вертикали власти и весьма преуспел в этом. В нынешнем году настала очередь СНГ. Российский президент виртуозно использовал внешнеполитические обстоятельства, которые сам же отчасти и создал, чтобы вынудить страны СНГ обратиться к нему за помощью или просто принять условия России. Уместными оказались все приемы - от использования политической конъюнктуры до жесткого экономического шантажа и угроз. Программное заявление прозвучало из уст Владимира Путина на прошлой неделе во время встречи с Александром Лукашенко: "Россия так много отдала за последние десятилетия, что вопрос об "отдавать" не стоит. Мы будем брать, но в рамках договоренностей и международных соглашений". Так он прокомментировал утверждения некоторых СМИ, согласно которым Россия якобы "сдает" Белоруссию под давлением Запада.
В полном соответствии с уроками Вашингтона Россия добилась в текущем году ослабления позиций неугодных ей глав государств, а потом милостиво приняла их в свои объятия, пообещав помощь, если они будут послушными. На этом пути были применены такие традиционно американские приемы, как прямое экономическое и политическое давление, военные угрозы, дискредитация непослушных лидеров вплоть до рассмотрения возможности юридического преследования.
Все эти приемы испытала на себе Грузия, начавшая с какого-то момента откровенно хамить в ответ на требование очистить Панкисское ущелье от расположившихся там чеченских боевиков. Сначала Россия обозначила, что военная угроза - это не фигура речи, а вполне реальная перспектива. Потом развернула планомерную антигрузинскую пиар-кампанию, в результате которой Шеварднадзе пришлось постоянно обороняться и оправдываться - в том числе перед Западом, когда встал вопрос о наличии в Панкисском ущелье боевиков "Аль-Каиды". Когда же в результате в стране возникла возможность реальной смены власти, Россия вспомнила старые грехи Шеварднадзе, обвинив его в предательстве интересов СССР в бытность его министром иностранных дел. При всей своей бесперспективности обсуждение возможности юридического преследования главы государства стало серьезным ударом по репутации Шеварднадзе. Последней точкой в этом сценарии была угроза "преследовать чеченских боевиков не только на своей территории, но и на территории Грузии". Это оказался самый действенный аргумент: Грузия выполнила требования России и в целом изменила тон и стилистику высказываний в адрес России.
Еще один интересный прием из "силового" арсенала был использован в решении проблем с Белоруссией, президент которой Александр Лукашенко длительное время рассчитывал на лидирующую роль в Союзном государстве. Августовское заявление Путина, который перед прессой представил удобные для России варианты строительства единого государства как совместный план, застало белорусского президента врасплох. В результате Лукашенко не сумел сразу найти достойного ответа - его реакция была озвучена лишь на следующий день. А эмоциональность и жесткость этих высказываний выдавала слабость позиций и на фоне уравновешенного лаконичного выступления Путина смотрелась убого. Последовавший за этим газовый шантаж и умелое использование Россией давления Запада на белорусского президента решили дело окончательно. Теперь Россия может диктовать Белоруссии свои условия.
Показательной стала и встреча министров обороны стран - членов ДКБ в Москве 20 ноября. Россия заявила о необходимости формирования согласованной позиции по Ираку и тут же объявила, какой конкретно должна быть эта позиция. Протеста не выразили даже министры тех стран, которые уже готовы были предоставить свою территорию в качестве плацдарма для авиации, которая будет бомбить Ирак. Это стало важным прецедентом и позволяет предполагать, что Россия и впредь будет требовать от стран ДКБ соответствия общей (читай - российской) позиции. Еще более важным стало заявление министра обороны России Сергея Иванова в тот же день перед министрами обороны стран СНГ. Вопрос касался обнаруженного в Чечне комплекса ПВО "Игла". Сергей Иванов предположил, что этот комплекс мог попасть в Чечню из одной из стран СНГ и потребовал исчерпывающей информации об этом. Никаких протестов вновь не последовало. Это значит, что следующим этапом Россия под предлогом борьбы с терроризмом снарядит комиссию в одну из стран СНГ, и под прикрытием хорошей пиар-кампании добьется ее работы. Чем не комиссия США, занимающаяся поисками "Кольчуг" на Украине?
Фактически политика нашей страны на постсоветском пространстве в уходящем году стала маленькой моделью поведения США везде. Россия пытается стать для стран СНГ таким же "старшим братом", имеющим право казнить и миловать, каким стали США для всего мира. Только в отличие от США в отдельных случаях, как, например, с Белоруссией и Украиной, это выглядит как акт гуманизма и весьма своевременная политическая поддержка, за которую лидеры этих стран весьма благодарны России.
У нашей страны есть все для того, чтобы эта политика стала успешной: географическая близость, экономическая и во многом политическая зависимость от нее соседей, возможность манипулировать лидерами государств, используя как их внутренние противоречия, так и их разногласия с Западом. И в отличие от США у России есть исторический опыт удержания этих государств в сфере своего влияния.