0
2049
Газета Дипкурьер Интернет-версия

24.06.2002 00:00:00

В ожидании 4 июля

Тэги: сша, терроризм, безопасность, спецслужбы


сша, терроризм, безопасность, спецслужбы

По мере приближения главного национального праздника Соединенных Штатов - Дня независимости, который ежегодно отмечается 4 июля, в руководящих кругах американских спецслужб усиливаются тревожные настроения, связанные с возможным повторением в той или иной форме событий, подобных трагедии 11 сентября. Отметим, что алармистские настроения, подкрепленные разведывательными сводками ЦРУ и перехватами АНБ, сегодня весьма сильны и в Белом доме. Не случайно, выступив с программной речью по поводу создания Министерства внутренней безопасности, президент США Джордж Буш предупредил нацию о том, что "тысячи хорошо подготовленных убийц готовят атаки против Америки, и это ужасное знание заставляет нас действовать сейчас по-другому". Разрозненная информация, по крупицам добываемая спецслужбами, не позволяет Вашингтону с уверенностью определить точные место и время нового удара. Поэтому основная ставка сделана на то, чтобы выявить и обезвредить возможных злоумышленников на ранних стадиях приготовления к терактам.

Барьер на пути воздушных террористов

Главной опасностью по-прежнему считается возможность захвата исламскими террористами самолетов гражданских авиакомпаний, а также закладка на них взрывных устройств. В этой связи во всех аэропортах США осуществляются беспрецедентные по размаху меры безопасности. Все пассажиры досматриваются дважды, а в ряде случаев - и трижды, прежде чем они попадут на борт воздушного судна. Первый рубеж безопасности - проверка сдаваемого багажа. Помимо просвечивания на мощных стационарных рентгеновских установках его в обязательном порядке проверяют на наличие следов взрывчатых веществ. Экспресс-пробы осуществляются при помощи новейшей аппаратуры, позволяющей всего за несколько секунд провести комплексный химический анализ и получить точный результат.

Затем наступает очередь самих пассажиров. Миновав рамку металлодетектора, чувствительного настолько, что тот выдает сигнал тревоги даже на обручальное кольцо, они попадают в руки сотрудников аэродромной службы безопасности. Проводится тщательный личный досмотр, занимающий от пяти до двадцати минут. Причем дело не ограничивается простым выворачиванием карманов. Все, даже те, кто благополучно миновал стационарный детектор, обследуются повторно, на этот раз - при помощи портативного ручного металлодетектора. Потом проводится "ручной" обыск - не спрятаны ли под одеждой пассажира какие-либо устройства или предметы из неметаллических материалов. Обувь практически всегда предлагают снять, затем она проходит отдельную проверку в рентгеновской установке. Непосредственно перед посадкой в самолет все повторяется еще раз. Однако недовольных такими мерами нет, все воспринимают подобные процедуры как вынужденную необходимость.

Во время рейсов, выполняемых из аэропортов Вашингтона и Нью-Йорка, фактически введен 30-минутный запрет на любые перемещения по салону самолета, пока тот не удалится на безопасное расстояние от города. Одновременно в ходе всего полета ведется наблюдение за поведением пассажиров. Стюардессы и находящиеся на борту вооруженные сотрудники служб безопасности внимательно наблюдают за всем происходящим.

Корреспондент "НГ" стал свидетелем, когда человек, делавший в ходе полета зарисовки и заметки в записной книжке, в аэропорте прилета был подвергнут тщательному интенсивному допросу: его поведение было расценено как потенциально опасное. Кстати, теперь попасть в кабину пилотов посторонним практически невозможно. Вместо прежних легких дверей там установлены бронированные. Вместе с тем в системе безопасности на транспорте остается ряд уязвимых мест. Контейнерные грузы, перевозимые пассажирскими самолетами, пока что не проходят профилактическую проверку на просвечивание, а полное оснащение всех американских аэропортов системами обнаружения взрывчатых веществ будет завершено лишь к концу 2002 года. Плюс ко всему ощущается нехватка квалифицированного персонала.

Риски и угрозы

Принимаемые в Соединенных Штатах меры безопасности на воздушном транспорте, судя по всему, не остались незамеченными теми, кто вынашивает планы новых терактов. Следствием является изменение тактики. Об этом свидетельствует полученная ФБР информация о том, что боевики "Аль-Каиды" намерены использовать начиненные взрывчаткой торговые суда для ударов по крупным американским городам, расположенным на Тихоокеанском и Атлантическом побережье. По некоторым данным, в качестве потенциальных объектов помимо уже упоминавшегося Лос-Анджелеса туда также попали Сиэтл, Сан-Франциско, Майами, Норфолк и Бостон. Еще одним вариантом террора могут стать атаки заминированных катеров, управляемых исламскими камикадзе, против боевых кораблей ВМС США, заходящих в порты ряда стран Ближнего и Среднего Востока, а также Африки. Подобного рода инциденты уже имели место ранее.

В свете новых реалий администрацией США предпринимаются меры по усилению морских, а также сухопутных границ - с Канадой и Мексикой. После 11 сентября там дополнительно стало действовать более 5 тысяч агентов. Однако этого явно недостаточно, поэтому на некоторых направлениях функции прикрытия границы возложены на части Национальной гвардии. На ряде удаленных контрольно-пропускных пограничных пунктов теперь введено круглосуточное дежурство персонала. Однако тщательной инспекции транспорта и грузов мешает огромное количество пассажирских и коммерческих транспортных средств. Значительные участки границы между пограничными КПП все еще слабо патрулируются. В перспективе планируется оснастить все пункты пропуска транспорта передвижными рентгеновскими установками.

Аналогичная задача стоит в сфере морских грузовых контейнерных перевозок. Ежегодно в США доставляется более 6 миллионов грузовых контейнеров. Для их контроля будет создана централизованная федеральная база данных. Часть грузов планируется досматривать - в том числе с использованием рентгеновских установок - в иностранных портах. Соответствующие соглашения уже достигнуты с правительством Сингапура и Канады, ведутся переговоры с рядом других стран.

По признанию представителей администрации Буша, у них нет эффективных средств для отслеживания иностранных туристов, студентов и лиц, приезжающих в США на работу. Часть их них после истечения срока действия визы нелегально остаются в Америке. Особая обеспокоенность связана с выходцами из арабских стран. Предполагается ввести норму, согласно которой более 100 тысяч обладателей американских виз с Ближнего Востока будут взяты на централизованный учет Министерством юстиции с обязательным дактилоскопированием. ФБР намерено вести активную агентурную работу по приобретению источников информации в этой среде. Есть основания полагать, что боевики "Аль-Каиды" создали на территории США несколько нелегальных резидентур, деятельность которых после 11 сентября временно заморожена до наступления нового часа Х. Их выявление и обезвреживание приобретает статус приоритетной задачи для американской контрразведки.

Еще одна болевая точка - атомные электростанции. Теперь всем без исключения самолетам запрещено пролетать над районами их расположения. Нарушители будут принуждаться к посадке на военных аэродромах, а в случае отказа уничтожаться. Из интернета с официальных сайтов удалена информация, которая могла бы быть полезной потенциальным террористам при подготовке атак против АЭС. Вместе с тем проведенные учения показали, что персонал свыше 50 атомных электростанций в критических ситуациях действует неадекватно, а охрана не способна на должном уровне противостоять террористам. Некоторые эксперты уже высказываются за привлечение к охране АЭС федеральных сил безопасности.

Новый масштаб национальной безопасности

Обращает на себя внимание тот факт, что в Вашингтоне практически все правительственные здания, включая официальную резиденцию Буша - Белый дом, а также мемориалы и памятники национального значения, окружены бетонными заграждениями, исключающими парковку или таранный прорыв автомобилей со взрывчаткой. Все подходы к ним контролируются сотрудниками Секретной службы и агентами ФБР. Осуществляется целый ряд и других спецмероприятий. В целом принятые меры гарантируют от каких-либо террористических проявлений против представителей федеральных властей. Однако используемые президентом США вертолеты, по мнению ряда российских экспертов в сфере безопасности, при полетах над Вашингтоном и его окрестностями являются уязвимыми в случае применения террористами переносных зенитных ракетных комплексов, похищенных с армейских складов или нелегально ввезенных в Соединенные Штаты. Очевидно, охраняющей Джорджа Буша Секретной службе предстоит внимательно проанализировать все возникающие в этой связи риски.

Впрочем, сделать это ей предстоит, возможно, уже в новом качестве. Согласно плану, представленному президентом США Джорджем Бушем, в структуре Министерства внутренней безопасности, куда войдет Секретная служба, будет создано еще четыре директората. Туда войдут как самостоятельные в административном отношении службы, так и ныне находящиеся в составе различных министерств.

В состав Директората охраны границ и безопасности на транспорте войдут Служба иммиграции и натурализации (Министерство юстиции), Таможенная служба (Министерство финансов), Береговая охрана (Министерство транспорта), Служба инспекции животных и растений (Министерство сельского хозяйства), Федеральная служба защиты, Управление безопасности на транспорте (Министерство транспорта). В Директорат реагирования на чрезвычайные ситуации - Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, Управление химического, биологического, радиологического и ядерного реагирования (Министерство здравоохранения), Специальная служба реагирования на чрезвычайные ситуации (Министерство юстиции), Служба реагирования на ядерные инциденты (Министерство энергетики), Отдел по проверке готовности к чрезвычайным ситуациям (ФБР). Директорат защиты от оружия массового поражения - Ливерморская национальная лаборатория (Министерство энергетики), Отдел по гражданской биологической обороне (Министерство здравоохранения), Центр по заболеваниям животных (Министерство сельского хозяйства). Директорат анализа информации и компьютерной безопасности - Отдел обеспечения безопасности критических инфраструктур (Министерство торговли), Федеральный центр реагирования на компьютерные инциденты, Национальный центр коммуникационных систем (Министерство обороны), Центр по охране национальной инфраструктуры (ФБР), Центр по анализу и подготовке национальной инфраструктуры (Министерство энергетики). Бюджет Министерства внутренней безопасности на 2003 финансовый год составит 37,4 миллиарда долларов, штатная численность - 169 154 человека.

Вашингтон-Нью-Йорк-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2055
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1316
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
976
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1283

Другие новости