"У нас политики всегда
чуть-чуть поэты -
Не отличают пораженья
от победы"
Евгений Сагаловский
Прошедшие на Украине парламентские выборы стали важнейшим событием на постсоветском пространстве. Бесспорно, что они во многом предопределили дальнейшее развитие общественно-политических процессов в самой обширной европейской стране и конфигурацию российско-украинских отношений в обозримой перспективе.
Расклад сил в новой Раде оказался беспрецедентным для Украины. Правые впервые оказались в роли лидеров, убедительно обыграв не только левых, но и центристов. Силы, ведомые экс-премьером Виктором Ющенко ("Наша Украина"), и блок неистовой Юлии Тимошенко вместе с правыми социалистами будут уверенно контролировать треть депутатских мандатов. Сокрушительное поражение потерпели коммунисты - их представительство в Раде уменьшилось практически вдвое - со 110 до 65 мандатов. Что касается пропрезидентского блока "За единую Украину!", то лишь успех в мажоритарных округах позволил несколько микшировать его полный провал как самостоятельной политической силы.
В этой связи крайне любопытно выглядит растерянно-озлобленная реакция значительной части московской политэлиты, аналитиков и наблюдателей на ход и результаты голосования. Вместо серьезного обсуждения происшедшего последовали удивительно беспомощные и абсолютно эмоциональные комментарии. Особенно симптоматичными выглядят высказывания ведущего кремлевского политтехнолога. По его мнению, результаты выборов свидетельствуют, что "Виктор Ющенко утратил статус общенационального политика. Как "виртуальный проект" он победил, однако как общенациональный - провалился". Уместно напомнить, что автор этого удивительного открытия во время последних выборов в Госдуму РФ был "крестным отцом" новой и по тому времени вполне "виртуальной" силы, занявшей в итоге второе место. Тогда это было расценено - и вполне справедливо - как крупнейшее достижение. Быть может, на оценки политтехнолога повлияло то обстоятельство, что на сей раз он помогал на Украине некой партии, результаты которой оказались вдвое ниже ожидаемых?
Далее прокремлевские российские обозреватели демонстрировали высочайшую степень лояльности и сочувствия в отношении украинских левых, и особенно - коммунистов. До самого последнего момента могло создаться впечатление, что коммунисты и на сей раз побеждают. И вместе с пропрезидентскими силами "нагнут" западников. Поэтому заявление лидера КПУ Петра Симоненко о том, что он не исключает участия своей фракции в инициировании процедуры импичмента Леонида Кучмы, произвело эффект разорвавшейся бомбы и вызвало нескрываемую растерянность. И на этом фоне уже как-то неудобно задаваться вопросом, почему в России так любят коммунистов стран ближнего зарубежья, но одновременно так сильно притесняют их у себя дома. Не потому ли, что свои коммунисты являются претендентами на часть властного "пирога", а в государствах СНГ рассматриваются из Москвы лишь в качестве российской "пятой колонны"?
Самое неумное - то, что опасения, вызванные триумфом "Нашей Украины", лицемерно подаются как беспокойство за сохранность целостности украинского государства и политической стабильности. Мол, голосование выявило явный раскол между восточными и западными регионами, который может привести к распаду страны.
На самом деле очень сложно предположить, как в действительности будет развиваться ситуация в Киеве. Совсем не факт, что Виктор Ющенко начнет свою деятельность с того, что попытается снять Кучму с занимаемой должности и станет обострять украинско-российские взаимоотношения. Напротив, вполне вероятно, что на первом этапе работы Рады победители будут действовать достаточно осторожно и очень взвешенно - хотя бы для того, чтобы показать: их "проект" отнюдь не "виртуальный", а именно общенациональный. Для этого Ющенко может пойти на тактический союз с пропрезидентскими силами. Ибо дестабилизация сегодня никому не нужна.
И опасения, будто теперь-то Украина "уйдет на Запад", выглядят очень забавно. Украина в любом случае уйдет на Запад, вопрос лишь в том - в одиночку или вместе с Россией. Но и это зависит не от Киева и не от Москвы, а от желания Запада.
Остается пресловутый вопрос о власти. В данном случае он отягощен обстоятельствами, связанными с "кассетным скандалом", и вытекающей отсюда перспективой угрозы личной безопасности для действующего президента в случае его досрочной вынужденной отставки. Проще говоря, Леонида Кучму может тревожить даже не столько преемственность власти в политическом смысле слова, сколько вероятность повторения судьбы Слободана Милошевича. Поэтому он сделает все возможное, чтобы передача власти произошла не в соответствии с политико-идеологическими симпатиями и совпадениями взглядов и президентское кресло досталось тому из претендентов, который гарантирует ему личную неприкосновенность. И очень вероятно, что именно Виктор Ющенко может стать востребованной в этом смысле кандидатурой. Экс-премьер, некогда называвший Кучму "отцом", вряд ли без крайней необходимости будет склонен к особой кровожадности.
Выборы на Украине позади. Никакие эмоции уже не изменят сложившегося расклада. Наступает время рационализма и прагматизма. И чем раньше это будет понято в Москве, тем лучше для взаимоотношений двух славянских народов.