Фото пресс-службы Духовного управления мусульман Республики Татарстан
Эксперты, отслеживающие развитие этноконфессиональной ситуации в Татарстане, подвели итоги двухлетнего правления муфтия республики Камиля Самигуллина. Основной вывод: муфтияту удалось не только (и не столько) прекратить войну с религиозными экстремистами в регионе, но и вымарать само понятие «ваххабизм» из политического дискурса.
Отныне ваххабиты в Татарстане – скорее мирные последователи ислама, чем сторонники экстремистских идей. По словам эксперта Института национальной стратегии, политолога Раиса Сулейманова, само слово «ваххабиты» исчезло из оборота в публикациях местных СМИ. Предлагаются заменяющие их обозначения типа «неохариджиты» или «такфиристы», мало знакомые уху большинства татарских мусульман.
Подобная словесная эквилибристика объясняется тем, что ваххаб (в переводе с арабского – «вседарящий») – всего лишь одно из имен Аллаха. А раз так, то от татарских ваххабитов, превративших целые районы татарского Закамья в свои полукриминальные анклавы, не стоит ждать ничего дурного. «Поскольку численность ваххабитов в Татарстане такая, что с ними вынуждены считаться аппаратные чиновники Казанского кремля, отвечающие в регионе за дела духовные, ваххабизм полностью исключен из общественно-политического и информационного дискурса в республике», – рассуждает эксперт.
Подоплека ситуации проста. Казанский кремль, объявивший Татарстан территорией межконфессионального мира, не желает, чтобы один из центральных регионов России связывали с потенциальными экстремистами. Как говорил на одной из своих первых пресс-конференций сам муфтий Камиль Самигуллин: «У нас тут не Северный Кавказ». Между тем, по сведениям источников, близких к Духовному управлению мусульман Татарстана, именно с Северного Кавказа в республику в последнее время зачастили проповедники из Дагестана. В нынешнем году, объявленном здешними властями Годом татарского проповедника, именно северокавказские духовные иерархи стали охотно навещать Татарстан. 17 июня муфтият навестила целая делегация Духовного управления мусульман Дагестана во главе с первым заместителем Ахмадом-хаджи Кахаевым. 29 июня в республику прибыл помощник главы Дагестана Магомед Магомедов. Ранее, 11 июня, руководитель программы «Хадж» Духовного управления мусульман Татарстана Ранис Вахитов сам летал в Дербент, чтобы обсудить «вопросы организации хаджа-2015».
Эксперты склонны считать, что таким образом татарстанский муфтият под руководством Камиля Самигуллина поддерживает кавказизацию татарской уммы (см. «НГ» от 19.07.12). А это потенциально способно ослабить влияние татар в российском исламе (как это уже произошло на Ямале и в Ханты-Мансийском автономном округе. – «НГ»), что, в свою очередь, может привести к падению авторитета татарских богословов среди российских мусульман и общей деградации татарской богословской мысли в России. Если это случится, то место татарских имамов, придерживающихся ханафитского мазхаба (кстати, одной из самых либеральных правовых школ в суннитском исламе), займут религиозные проповедники с того же Северного Кавказа. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Своего рода тихое противостояние прокавказской политике муфтия Татарстана Камиля Самигуллина можно наблюдать сейчас, когда первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров активно пропагандирует татарский шамаиль (вид изобразительного искусства. – «НГ») как неотъемлемую часть культуры татарского народа. В начале лета с.г. в соборной мечети Татарстана Кул Шариф прошел всероссийский конкурс «Шамаиль моей семьи», одной из заявленных целей которого было пробуждение «у всех верующих татар республики» интереса «к национальному изобразительному искусству ислама», родословной своей семьи», а также возрождению традиции «украшения домашних интерьеров шамаилями». Впрочем, и после конкурса Рустам Батров продолжил – причем довольно энергично – популяризировать искусство татарского шамаиля в социальных сетях. Возможно, пытаясь таким образом отвлечь татарскую молодежь от новомодного влияния культуры Северного Кавказа и Ближнего Востока, которая продолжает навязываться мусульманам Татарстана.
Казань