0
5016

21.08.2014 00:01:00

Минтимер Шаймиев пробил место в списке ЮНЕСКО

Глеб Постнов
Собственный корреспондент "НГ" в Татарстане

Об авторе: Глеб Александрович Постнов – собственный корреспондент «НГ» в Татарстане.

Тэги: древний болгар, татарстан, юнеско, шаймиев


древний болгар, татарстан, юнеско, шаймиев Включение Болгара в список ЮНЕСКО стало праздником для города. Фото РИА Новости

Деятели из ЮНЕСКО все же внесли историко-археологический комплекс в татарстанском городе Болгар в свой список Всемирного наследия, в честь чего на берегу Волги появились соответствующие памятные таблички. Для главного инициатора возрождения историко-археологического комплекса – первого президента Татарстана, а ныне госсоветника республики Минтимера Шаймиева – вчерашнее событие стало триумфом, поскольку ему удалось добиться признания ЮНЕСКО с четвертой попытки.

Первые две попытки были предприняты на 24-й и 25-й сессиях комитета в Австралии и Финляндии еще в 2000 году, когда Шаймиев сам находился у руля Татарстана. По собственному признанию госсоветника, тогда ошибка была очевидной, ведь выпросить признание ЮНЕСКО собирались «на основе серьезных намерений, но не на основе реальных дел». Реальными дела стали только после того, как Шаймиев уступил президентское кресло малозаметному в те времена премьер-министру Татарстана Рустаму Минниханову, а сам переквалифицировался в начальники созданного им фонда «Возрождение».

Казна фонда наполнялась в основном деньгами, которые в добровольном порядке вносили местные бизнесмены. В итоге Шаймиев развернул в Болгаре, а заодно с ним и в Свияжске (где в 1552 году находилась база войск царя Ивана IV перед решающим броском на Казань) колоссальные работы, превратив оба обветшалых исторических места в сверкающие городки – настоящие музеи под открытым небом. Мало того, в Болгаре как древней столице пращуров современных татар построили красивейшую Белую мечеть, в которой перед большими религиозными праздниками регулярно молятся местное высшее мусульманское духовенство и высшие номенклатурные чины республики.

Впрочем, в итоге экспертов возмутило чрезмерное количество новостроек, которые появились в историко-археологическом комплексе, претендующем на Всемирное наследие. В частности, эксперты Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) придрались к дому лекаря и сувенирным лавкам, которые, по их мнению, возвели в исторически опасной близости от древней мечети. Кроме того, недоумение экспертов вызвал памятный знак, который, как пишет одно из казанских изданий, отразился в их отчете как «большое здание, похожее на мечеть, с позолоченным куполом, которое расположилось рядом с исторической мечетью». В итоге комитет принял решение не рекомендовать включение Болгара в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Видимо, эксперты плохо знали тонкости татарстанской политики, в особенности когда дело касается увековечивания местных памятников истории и архитектуры, даже если те таковыми не являются вовсе.

Минтимер Шаймиев, видимо, лукавил, когда говорил журналистам в июне: мол, у его команды было совсем мало опыта общения с экспертами ЮНЕСКО, потому все три попытки внести Болгар в список организации провалились. В том же 2000 году Казанский кремль, который кишмя кишит новостройками вроде президентского дворца и возрожденной, полумифической мечети Кол-Шариф, получил признание от ЮНЕСКО и был внесен в списки организации, в том числе как единственно сохранившаяся на планете татарская крепость. Хотя справедливости ради стоит заметить, что кремль был выстроен русскими мастерами уже после победоносного взятия Казани Иваном Грозным в октябре 1552 года. Об этом сообщает даже Татарский энциклопедический словарь. Тем не менее эксперты внесли кремль в свой список, в честь чего на куполе православной Дворцовой, или Духосошественской, церкви, расположенной в двух шагах от президентского дворца, был помещен символ организации, похожий на циклопических размеров гаечный ключ. «Ключ» с купола впоследствии сняли – под нажимом общественности, причем не только православной. А вот абсурдное признание «единственно сохранившейся татарской крепости» осталось.

В случае с Болгаром ситуация оказалась похожей. По словам исполнительного директора республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана Татьяны Ларионовой, изначально Болгар был заявлен по III категории, которая определяла историко-археологический комплекс как уникальное свидетельство существования Волжской Булгарии и Золотой Орды. Однако на заседании в Дохе Болгару была предложена IV категория, с которой согласились представители всех государств – участников ЮНЕСКО. «Их представители отметили, что древний Болгар обладает особой духовной аурой, является сакральным местом для мусульман, перекрестком культур и вероисповеданий», – пояснила Ларионова.

Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что Минтимеру Шаймиеву удалось пробить для Болгара список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И безобидные сувенирные лавки, равно как и домик лекаря, тут не сыграли никакой роли. Напротив, после того как Казанский кремль признали татарской крепостью, да еще единственной сохранившейся на планете, домик лекаря  и лавки понадобились довольно многим казанцам, знакомым с историей родного города. Не исключено, что лишняя порция корвалола пригодится сегодня тем, кто узнает о внесении новостроек Болгара в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В конце концов, если кремль в Казани – единственно сохранявшаяся до наших дней татарская крепость, то почему бы Болгару не обладать «особой духовной аурой и быть сакральным местом для мусульман, перекрестком культур и вероисповеданий».

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2051
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1313
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
973
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1281

Другие новости