0
5749

18.12.2013 00:01:00

Сотрудничеству России и Украины в оборонной сфере мешает политическая неопределенность Киева

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – ответственный редактор «НВО».

Тэги: экономика, украина, ес


экономика, украина, ес Фото Reuters

Очень люблю украинские анекдоты. Вот один из них, который я слышал от, к сожалению, покойного сейчас летчика-космонавта Павла Поповича. Рассказывать его нужно на мове. Но боюсь наделать ошибок в украинском написании, потому, извините, по-русски.
Встречаются два хохла. И один другого спрашивает:
– Мыкола, скажи, будь ласка, кто такие москали?
– Ты шо, того не знаешь?
– Ни, не знаю.
– Тоди слухай.
– Москали это россияне, которые живут в России и помогают нам строить независимую и свободную Украину. Понял?
– Понял. А кто тогда кацапы?
– Кацапы – тоже россияне, которые живут на Украине и помогают нам строить независимую и свободную Украину.
– Тогда кто такие жиды?
– Ты и этого не знаешь?
– Нет.
– Жиды – это евреи, которые живут в Израиле и помогают нам строить независимую и свободную Украину. Понял?
– Понял. А кто такие хохлы?
– Хохлы – это украинцы, которые живут на Украине и мешают, мешают, мешают москалям, кацапам и жидам строить нашу независимую и свободную Украину.
Над этим анекдотом можно смеяться, а можно плакать. Особенно тогда, когда я, как и многие из нас, вижу, что творится на майдане. Когда главное, что, как я слышу из уст выступающих там, – это не требование безусловной ассоциации с Европой, а категорический ультиматум действующей власти не подписывать никаких соглашений с Россией, обвиняемой чуть ли не в колонизаторских замашках. И это при том что эти соглашения могут принести реальные, а не виртуальные выгоды экономике Украины, помогут снизить нагрузку на социальные сферы… А полный разрыв кооперационных промышленных связей с восточным соседом в авиа- и вертолетостроении, в ракетной отрасли, освоении космоса, в судостроении и других передовых технологических областях, которые, если честно, и так далеко не блестящи, приведет только к большой беде. И не России, не москалям, а Украине и ее населению. Про военные связи уже и не говорю. Потому что рассказывать об этом грустно.
Мне, как военному обозревателю, не раз доводилось присутствовать на переговорах министров обороны двух стран. И тогда, когда военное ведомство в Киеве возглавлял генерал Александр Кузьмук, потом адмирал Михаил Ежель, и тогда, когда этот пост занимал Дмитрий Саламатин, и теперь – при нынешнем министре Павле Лебедеве. Помню, на всех пресс-конференциях они с воодушевлением говорили о достигнутых соглашениях и по НИТКЕ (тренажер под Севастополем для тренировок летчиков корабельной авиации), и о замене в Крыму и Севастополе устаревших российских кораблей и самолетов, и о возможных российских заказах для Николаевского судостроительного кластера, и о ремонте и модернизации наших кораблей на судоремонтных заводах в Севастополе, о многих других совместных проектах… Но проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, менялись министры, а все эти проекты оставались только благими пожеланиями.
Тренажер для своих корабельных летчиков Россия построила на берегу Азовского моря, под Ейском, украинская НИТКА нам теперь ни к чему. Корабли мы строим в Калининграде, в Санкт-Петербурге, в Северодвинске, в Комсомольске-на-Амуре. Ремонтировать корабли Черноморского флота отправляем в Болгарию. В стране, входящей в НАТО, это стоит гораздо дешевле, чем в Севастополе, качественнее и надежнее – никто не будет тянуть время и деньги за невыполненную работу. Менять боевую технику, как записано в большом договоре Украины с Россией, «вид на вид, класс на класс», мы тоже не можем – у Киева всегда находятся какие-то причины, чтобы препятствовать этому. В среде отпетых местных националистов даже пущен бредовый слух, что Россия вместе со своими новыми кораблями и самолетами хочет завезти в Крым свое ядерное оружие. Объяснять им, что Россия принципиально, в отличие, к примеру, от США, держит свое ядерное оружие исключительно на собственной территории, – дело безнадежное. Пробить эту непонятную здравомыслящим людям упертость невозможно. В том числе и с заменой класса на класс.
Сколько раз я слышал обращение к украинским коллегам из уст наших генералов и от ОПК, и от армии: «Определяйтесь, мужики! Или-или!»
Мужики никак не определятся. И потому строятся в Новороссийске новые причалы, новая инфраструктура для стоянки новых надводных кораблей и подводных лодок, которые весной будущего года должны прийти на Черное море, а рядом, в Краснодарском крае, планируется создать новый военный аэродром, так что и здесь, видимо, придется обойтись без украинской помощи и поддержки.
Но страшнее всего другое. Мы раз за разом отказываемся от сотрудничества с оборонно-промышленным комплексом Украины. Перестали закупать на днепропетровском «Южмаше» ракеты «Зенит», с помощью которых запускали в космос спутники. А «Зенит», если кто-то не знает, это «демобилизованная» самая большая и самая тяжелая в мире стратегическая ракета «РС-20В «Воевода» или по западной классификации SS-18 Satan («Сатана»). Она еще стоият в России на боевом дежурстве, но только до 2022 года. Потом ей на замену придет комплекс «Сармат», но произведенный уже в России. Какое будет будущее у легендарного «Южмаша», гадать не хочу. А есть еще такой же легендарный «Мотор Сич». Практически на всех отечественных вертолетах стоят его двигатели. Создавали многие из них на питерском КБ имени Климова, а серийно выпускали и выпускают в Запорожье. Теперь под Санкт-Петербургом построили свой завод для серийного производства вертолетных двигателей. О чем это говорит, разъяснять, думаю, не надо.
Украинская фирма «Антонов» создала ряд великолепных пассажирских и военно-транспортных самолетов. Некоторые из них, такие как Ан-124 «Руслан», просто уникальны. И по грузоподъемности, и по неприхотливости (может садиться на плохо оборудованный аэродром). Наши партнеры по НАТО используют самолеты этого класса для перевозок своих грузов в Афганистан и обратно. Платят немалые деньги. Хорошо бы возобновить выпуск этих машин, но запустить их в серию Украина не может, нет соответствующих производственных мощностей. Сделать это можно в России, например, на Ульяновском авиастроительном предприятии. Но нужно создавать совместное производство. И опять вопрос упирается в каких-то мифических чиновников то ли в Москве, то ли в Киеве, которые никак не могут договориться.
И это не только «Руслан», есть еще «Мрия», Ан-70, Ан-148… Перечислять можно очень долго. Майдану и тем, кто стоит за ним, украинские самолеты, украинский ОПК, украинский высокотехнологичный сектор экономики не нужны. Может быть, именно потому, что он способен работать только в теснейшей увязке с российским ОПК. И никак иначе. Тут опять, как в той поговорке, «выколю себе глаз, чтобы у моей тещи был зять кривой».
Не смешно!   

статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
613
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2334
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1547
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1173

Другие новости