Выставленные на торгах предметы зачастую являются произведениями не только часового, но и ювелирного искусства. Золотая механическая гусеничка-автомат, приводимая в движение часовым механизмом. Аукцион Sotheby’s.
Фото Reuters
Мировой столицей часов Женеву называют по многим причинам. Прежде всего именно здесь производятся наручные часы многих всемирно известных брендов, в том числе Rolex, Patek Philippe, Vacheron Constantin, Hublot, Frank Muller, Roger Dubuis, Quinting.
Здесь же находится своего рода рай для покупателей часов – на относительно короткой улице Роны в центре города расположены десятки бутиков ведущих часовых фирм, а также мультибрендовые часовые универмаги во главе с многоэтажным Les Ambassadeurs.
Знаменита Женева и своими выставками и музеями часов, где традиционно доминируют экспонаты люксового класса, зачастую являющиеся произведениями не только часового, но и ювелирного искусства. Важной составляющей женевского имиджа являются ежегодно проводимые в середине мая и ноября аукционы часов высокой ценовой категории, причем этим аукционам обязательно предшествуют предпродажные показы выставляемых лотов как в Женеве, так и в других аукционных центрах мира. А за две недели до аукционов распространяются роскошно изданные каталоги по 300–400 страниц с цветными фотографиями и подробным описанием подлежащих продаже часов, условиями участия в торгах, правил оформления сделок и т.п. Эта же информация одновременно поступает и в Интернет. Уже много лет аукционы часов в Женеве проводятся четырьмя фирмами: двумя, специализирующимися только на часах, – Antiquorum и Patrizzi, и двумя гигантскими аукционными домами – Sotheby's и Christie's.
Примечательно, что кроме сравнительно небольшой Женевы (с населением всего в 300 тыс. человек) одновременно нескольких часовых аукционов проходят лишь в трех мегаполисах: Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге. Объясняется это не только давно завоеванным высоким международным престижем Женевы, но и активной деятельностью властей города и кантона. Она направлена на совершенствование необходимой инфраструктуры, принятие благоприятного налогового и таможенного режима, обеспечение безопасности, привлечение богатых туристов.
Что уходит с молотка
Первый из женевских осенних часовых аукционов 2010 года провела фирма Antiquorum 13–14 ноября в залах отеля Mandarin Oriental. Эта фирма была создана в 1974 году и постепенно завоевала позиции лидера по продажам часов на аукционах, установив ряд ценовых рекордов. Так, в 2002 году она продала уникальные платиновые часы Patek Philippe 1939 года за 6,6 млн. швейцарских франков, что на тот момент в два с лишним раза превысило прежний рекорд.
С большим успехом Antiquorum проводил тематические и юбилейные аукционы, на которых были достигнуты рекордные цены по брендам Vacheron Constantin, Rolex, Omega. По бренду Longines рекорд был установлен в 2008 году при продаже экземпляра, принадлежавшего Альберту Эйнштейну, а по бренду Zenith в 2009 году при продаже часов Махатмы Ганди, выставлявшихся вместе с его очками и другими личными вещами. Из 62 часов, когда-либо проданных на всех аукционах мира по цене свыше 1 млн. франков, 44 (свыше 70%) выставлялись на аукционы Antiquorum.
На осенних торгах Antiquorum реализовал 80% выставленных лотов на общую сумму чуть более
7 млн. франков. Самая высокая цена в 1 млн. франков была получена за редкую модель Patek Philippe 1971 года в корпусе из розового золота, с вечным календарем и указателем фаз луны. Большой ажиотаж в аукционном зале вызвала продажа скромных на вид часов Rolex Oyster Perpetual из серии, изготовленной специально для оснащения экспедиции по покорению Эвереста в 1953 году. Цена на эти часы, принадлежавшие участнику экспедиции Альфреду Грегори и проданные вместе с его ледорубом, была взвинчена в пять раз по сравнению с первоначальной оценкой – до 145 тыс. франков.
Повышенный интерес вызвали предназначенные в подарок Наполеону часы-перстень с украшениями из жемчуга и бриллиантов. Эти часы, изготовленные в 1810 году женевским мастером Антуаном Рожаром, были куплены за 92 тыс. франков. Значительно превысила первоначальную оценку и достигла 100 тыс. франков цена часов Panerai из небольшой серии, изготовленной в 1950 году для итальянских подводников-аквалангистов. За 98,5 тыс. были проданы удивительно строгие и элегантные платиновые часы Lange 1 Tourbillon, произведенные в 2001 году в количестве всего 150═ экземпляров немецкой фирмой A. Lange & Sohne.
Другой специализирующийся на часах аукционный дом Patrizzi отменил свой традиционный ноябрьский аукцион. Очевидно, Patrizzi предпочел сосредоточиться на бурно развивающихся рынках стран Дальнего Востока, расширив свое присутствие в Гонконге и открыв в июле нынешнего года свой филиал в Шанхае.
Аукционный дом Sotheby's провел продажу часов 14 ноября в отеле Beau-Rivage. Одновременно на своем аукционе ювелирных изделий Sotheby's выставил редчайший розовый бриллиант в 24,78 карата в платиновой оправе, чем привлек повышенное внимание прессы и покупатеелей. Бриллиант был приобретен лондонским ювелирным домом Graff за 46,16 млн. франков, что является рекордной ценой как для бриллиантов, так и для ювелирных изделий, когда-либо проданных с молотка.
На этом фоне результаты часового аукциона Sotheby's выглядели менее сенсационно. Топ-лотом оказались часы-браслет Rolex Dayton Paul Newman, проданные за 464 тыс. франков, что почти в шесть раз превысило эстимейт. Вместе с часами был выставлен необычный экспонат – золотая механическая гусеничка-автомат, приводимая в движение оригинальным часовым механизмом.
Изготовленная в начале XIX века и богато украшенная жемчугом и драгоценными камнями, она нашла покупателя-коллекционера из Азии (404 тыс. франков). Вопреки ожиданиям не вызвала ажиотажа серия антикварных карманных часов с художественными эмалями и украшениями из драгоценных металлов, изготовленная в XVIII–XIX веках специально для клиентов из Китая и Турции. Всего же на ноябрьском часовом аукционе Sotheby's было реализовано 243 лота на общую сумму в 7,9 млн. франков.
Значительно более успешным оказался конкурент Sotheby's – аукционный дом Christie's. Его торги часами прошли 15 ноября в отеле De Berg. Здесь топ-лотом стали золотые часы Patek Philippe 1953 года с голубой эмалью в центре циферблата и архисложным механизмом. Анонимный коллекционер из Азии приобрел их за 2,6 млн. франков. Дороже миллиона франков был продан еще один Patek Philippe 1957 года в корпусе из розового золота, с указателем фаз луны и вечным календарем. Всего на аукционе Christie's было реализовано часов на 21,5 млн. франков. Успешным оказался для Christie's и проведенный одновременно аукцион редких вин. На нем, в частности, состоялась сенсационная продажа шестилитровой бутыли (так называемый «Империал») бордо «Белая лошадь» 1947 года по рекордной цене в 298 тыс. франков.
Из общих тенденций, проявившихся на всех трех часовых аукционах, можно отметить возросший интерес к экземплярам, имеющим историческую и эмоциональную ценность. Появление нового поколения коллекционеров обусловило также повышение спроса на технически сверхсложные модели, выпущенные всего несколько лет назад. Несмотря на распространение торгов по телефону и через Интернет, наблюдалась относительно высокая посещаемость и активность в аукционных залах. Продолжалась активизация спроса со стороны коллекционеров из стран Азии и Дальнего Востока. В целом результаты осенних часовых аукционов в Женеве можно расценивать как вполне удовлетворительные, особенно если принимать во внимание влияние глобального финансово-экономического кризиса.
Гран-при═ в═ Большом═ театре═ Женевы
Наряду с аукционами ноябрь был отмечен еще несколькими важными событиями в сфере часового бизнеса. Прежде всего это выставка наручных часов в рамках престижного ежегодного конкурса «Женевский Гран-при», отмечающего десятилетний юбилей. 70 часов были отобраны на этот конкурс специальным международным жюри, в котором, в частности, второй год состоит журналист Алексей Тарханов («Коммерсантъ»).
Экспонаты были выставлены в одном из женевских отделений крупнейшего швейцарского банка UBS. Среди исключительного разнообразия моделей выделялись конструктивизмом на грани вычурности часы в номинации «Дизайн и концепция». Приятно удивляли мужские ювелирные часы фирм Hublot и Roger Dubuis, искусно украшенные мелкими бриллиантами. Восхищение вызывали дамские ювелирные часы с яркими комбинациями драгоценных камней на темы живой природы. Особенно оригинальные часы выставила в этой номинации парижская фирма Chaumet, в свое время поставлявшая ювелирные украшения для двора Наполеона. А спустя 200 лет эта фирма выставила часы, где на циферблат из бриллиантов была наложена паутинка из рубинов, а по краям помещены изумрудный паучок и золотая пчелка, оправдывавшие игривое название модели «Поймай, если любишь!».
В женевском Большом театре 18 ноября главный приз «Золотая стрелка» был вручен относительно молодой фирме Greubel Forsey за модель с двумя турбийонами, выставленную в номинации «Часы высокой сложности». Приз за лучшие спортивные часы═ достался японской фирме Seiko, впервые участвовавшей в этом конкурсе, за модель Spring Drive Spacewalk, а приз симпатий публики был вручен фирмe Vacheron Constantin за выполненную строго в классическом стиле модель с характерным названием Historique Ultra-fine 1955.
Совершенно неожиданно женевский конкурс закончился курьезом. Стало известно, что его организаторы вручили членам международного жюри подарок-сувенир в виде сделанных в Китае дешевых карманных часов с эротическими мотивами. Возмущенная местная пресса называла это событие досадным недоразумением, неудачной шуткой дурного вкуса и даже удручающей глупостью с катастрофическими последствиями для имиджа всего швейцарского часового бизнеса. И мало кто увидел в этом оригинальный рекламный трюк – действительно, так много о конкурсе пресса раньше не писала никогда.
Новая═ галерея═ часового═ искусства
В ноябре в Женеве состоялась также часовая выставка нового типа под названием «Дни часов». Она проходила 12–14 ноября═ в двух залах общей площадью 2,5 тыс. кв. метров в помещении сравнительно нового выставочного комплекса Hippomene и была открыта для всех желающих, причем бесплатно.
Выставка была устроена по подобию картинных галерей, только вместо произведений живописи вдоль стен были размещены стандартные тумбы с прозрачными боксами, в которых каждая из участвовавших фирм выставляла несколько моделей своих мужских и дамских наручных часов. В залах не было предусмотрено никаких столов-стульев для деловых бесед или переговоров. Не было видно и проспектов или рекламных материалов, да и представителей фирм можно было встретить далеко не всегда и не на всех стендах. Таким образом, выставка была рассчитана не на коллекционеров или специалистов, а на массового посетителя, у которого должно было возникнуть желание приобрести что-нибудь из выставленной роскоши для себя или в подарок.
В главном зале═ на стендах 30 известнейших фирм были шире обычного представлены изделия производителей люксовых товаров, в том числе Chaumet, Dior, Hermes, Louis Vuitton, Montblanc, Tiffany & Co. Дифференцированное производство, огромные финансовые ресурсы, эффективный маркетинг, колоссальные расходы на раскручивание своих брендов – все это обеспечило им успешный выход и на рынок престижных часов, главным образом путем организации производства в Швейцарии.
Именно на стендах этих в основном французских фирм особенно четко прослеживалась тенденция к слиянию высокого часового и высокого ювелирного искусств. Обращало на себя внимание также стремление заинтересовать посетителей не столько изощренной сложностью часовых механизмов, сколько изысканным украшением часов и браслетов с использованием драгоценных камней и металлов, а также безупречным сервисом.
Показательно, что фирма Louis Vuitton объявила об увеличении срока гарантии на свои часы до пяти лет. Хотя некоторые специалисты оценили это═ как «чисто маркетинговый трюк», в принципе продление гарантии, как и минимизация сервисного обслуживания, может снизить обеспокоенность покупателей, особенно туристов из дальних стран.
В малом зале на стендах «молодых» фирм господствовал своего рода авангард нового часового искусства (nouvelle horlogerie). На этом фоне выделялись лаконичной выразительностью часы женевской фирмы Pierre Thomas, вышедшей на рынок лишь в 2010 году с моделью «Исторический турбийон». Запомнились также часы «Авиатор 2» другой женевской фирмы – Yeslam, которая до недавнего времени была известна в основном своей парфюмерной продукцией и роскошными бутиками в арабских странах. Но главным хитом в малом зале неожиданно стал стенд фирмы═ Caran d’Ache, специализирующейся на производстве не часов, а люксовых пишущих принадлежностей. На выставке эта фирма представила несколько перьевых авторучек из драгоценных металлов с бриллиантовыми украшениями. Все экспонаты были изготовлены в строго лимитированном количестве и с использованием технологий часового производства. Особенно выделялась модель «Хроно-спорт» с украшениями по мотивам часовых циферблатов, турбийонов и других деталей.
По мнению устроителей выставки, первые «Дни часов» прошли вполне успешно. В связи с этим было объявлено об их проведении и в 2011 году, причем не только в Женеве, но и в Цюрихе. Такой насыщенный событиями ноябрь в мире часового бизнеса говорит о том, что деловая активность восстановилась и женевский часовой механизм вновь заработал без сбоев.═