Коллаж НГ-Online
Обострение в районе Нагорного Карабаха будет в центре внимания переговоров глав МИД Азербайджана и Армении с госсекретарем Майклом Помпео 23 октября в Вашингтоне. Несмотря на то, что встреча вряд ли может стать фактором ухудшения ситуации на Южном Кавказе, ее факт дает неплохую возможность вовлечь глобальных игроков в вооруженный конфликт, толкнув его по пути еще большей интернационализации. Это неоднократно пыталась сделать на уровне официальных заявлений армянская сторона, апеллируя, правда, в основном, к российской дипломатии.
Предыдущие попытки вести переговоры с глобальными игроками сопровождались внезапными вспышками «на земле». К примеру, после многочасовых переговоров в Москве по поводу Карабаха и заключения соглашения между Баку и Ереваном, буквально на следующий день вооруженными силами (ВС) Армении был предпринят обстрел азербайджанского города Гянджа. В результате обострения, по официальным данным, погибли по меньшей мере пять человек. Эти действия армянской стороны, безусловно, поставили под удар дипломатические усилия России, которая предоставила участникам конфликта свою площадку. На этом фоне сохранение у официального Еревана намерения привлечь к урегулированию Москву выглядит странно.
Не исключено, что с администрацией Дональда Трампа будет выбрана другая линия поведения. Вполне ожидаемо, если по итогам переговоров с шефом американской дипломатии будет принята некая дипломатическая инициатива в показательных целях, после чего удары – по крайней мере, вглубь азербайджанской территории – прекратятся. Не случайно недавно посол Армении в США Варужан Нерсесян поспешил задобрить Помпео, сделав в его сторону реверанс за то, что тот недавно упрекнул турецкое руководство в прямой поддержке азербайджанской стороны в рамках вооруженного конфликта. Безусловно, у премьер-министра Никола Пашиняна есть потенциальный интерес в том, чтобы обеспечить Дональду Трампу дипломатическое преимущество и тем самым указать на превосходящую роль США в урегулировании.
В некотором смысле на достижение такого же эффекта были направлены и высказывания Пашиняна в адрес президента Франции Эмманюэля Макрона, с которым премьер ожидал более интенсивных переговоров по Карабаху, чем с президентом РФ Владимиром Путиным. Подобная ситуация показывает России, что из числа всех сопредседателей Минской группы по Карабахскому урегулированию, ее позиция представляет для армянского руководства не такое большое значение. Свидетельством западоцентричности Еревана в текущих условиях стал и визит имеющего британское подданство президента Армена Саркисяна в Брюссель для обсуждения судьбы Карабаха. В его графике значились встречи с множеством видных политиков – от генсека Североатлантического альянса Йенса Столтенберга до руководителя Евросовета Шарля Мишеля.
Если говорить о США, то не стоит забывать об одном из «китов» армянской «мягкой силы» – двухпартийной группе конгрессменов по армянским вопросам, так называемом армянском кокусе, который был создан в 1990-е годы. Помимо него, внутри Демократической и Республиканской партий по-прежнему функционируют армянские советы. Излишне говорить, что лоббистские структуры интенсивно продвигают проармянские инициативы, нередко нацеленные против Азербайджана. Так, это справедливо в отношении поправки 1992 года, которая блокировала помощь Баку в разгар столкновений в Карабахе. Иллюстративно то, что лояльные Еревану американские законодатели с крайним скепсисом смотрят на российскую политику, считая нейтралитет Кремля фактическим актом поддержки азербайджанской стороны.
Конечно, любой шаг в сторону западных игроков дает Еревану отличную возможность продемонстрировать риск увеличения дистанции с Москвой и создать вокруг себя ореол международного поддержки. Однако практического эффекта эти усилия, скорее всего, не принесут. Постоянство провокационных заявлений лишь убеждает Кремль во внешнеполитическом непостоянстве Пашиняна и необходимости сохранения стабильных отношений с азербайджанским руководством, которое придерживается строго одной линии.
комментарии(0)